В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 22


 


(Беркли — философия "чистого опыта") "относительно сосуществования и последова­тельности идей в нашем сознании... делать правильные заключения о том, что испыта­ли бы мы (или: увидали бы мы), если бы были помещены в условия, весьма значитель­но отличающиеся от тех, в которых мы находимся в настоящее время. В этом и состоит познание природы, которое" (слушайте!) "может сохранить свое значение и свою дос­товерность вполне последовательно в связи с тем, что выше было сказано".
Будем считать внешний мир, природу — "комбинацией ощущений", вызываемых в нашем уме божеством. Признайте это, откажитесь искать вне сознания, вне человека "основы" этих ощущений — и я признаю в рамках своей идеалистической теории по­знания все естествознание, все значение и достоверность его выводов. Мне нужна именно эта рамка и только эта рамка для моих выводов в пользу "мира и религии". Та­кова мысль Беркли. С этой мыслью, правильно выражающей сущность идеалистиче­ской философии и ее общественное значение, мы встретимся впоследствии, когда бу­дем говорить об отношении махизма к естествознанию.
Теперь же отметим еще одно новейшее открытие, позаимствованное в XX веке но­вейшим позитивистом и критическим реалистом П. Юшкевичем у епископа Беркли. Это открытие — "эмпириосимволизм". "Излюбленная теория" Беркли, — говорит А. Фрейзер, — есть теория "универсального естественного символизхма" (р. 190 цит. изд.) или "символизма природы" (Natural Symbolism). Если бы эти слова не стояли в изда­нии, вышедшем в 1871 году, то можно было бы заподозрить английского философа фи­деиста Фрейзера в плагиате у современного математика и физика Пуанкаре и русского "марксиста" Юшкевича!
Самая теория Беркли, вызвавшая восторг Фрейзера, изложена епископом в следую­щих словах:
"Связь идей" (не забудьте, что для Беркли идеи и вещи — одно и то же) "не предпо­лагает отношения
Фрейзер настаивает в своем предисловии на том, что Беркли, как и Локк, "апеллирует исключитель­но к опыту" (р. 117).




Предыдущая страница ... 21
Следующая страница ... 23

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински