| камень, — и все
здание неминуемо развалится. Нам не к чему поэтому уделять особое внимание абсурдным
учениям отдельных жалких сект атеистов" (§ 92, стр. 203—204 цит. изд.).
"Материя, раз она будет изгнана из природы, уносит с
собой столько скептических и безбожных
построений, такое невероятное количество споров и запутанных вопросов"
("принцип экономии мысли", открытый Махом в 1870 годах! "философия, как мышление
о мире по принципу наименьшей траты сил" — Авенариус в 1876 году!), "которые
были бельмом в глазу для теологов и философов; материя причиняла столько
бесплодного труда роду человеческому, что
если бы даже те доводы, которые мы выдвинули против нее, были признаны
недостаточно доказательными (что до меня, то я их считаю вполне очевидными), то
все же я уверен, что все друзья истины, мира и религии имеют основание
желать, чтобы эти доводы были признаны достаточными" (§ 96).
Откровенно рассуждал, простовато рассуждал епископ Беркли! В наше
время те же мысли об "экономном" удалении "материи" из философии облекают в
гораздо более хитрую и запутанную "новой" терминологией форму, чтобы эти мысли
сочтены были наивными людьми за "новейшую"
философию!
Но Беркли не только откровенничал насчет тенденций своей
философии, а старался также прикрыть ее идеалистическую наготу, изобразить ее
свободной от нелепостей и приемлемой для "здравого смысла". Нашей философией, —
говорил он, инстинктивно защищаясь от обвинения в том, что теперь было бы
названо субъективным идеализмом и солипсизмом, — нашей философией "мы не
лишаемся никаких вещей в природе" (§ 34). Природа остается, остается и различие
реальных вещей от химер, — только "и те и
другие одинаково существуют в сознании". "Я вовсе не оспариваю существования какой
бы то ни было вещи, которую мы можем познавать посредством чувства или
размышления. Что те вещи, которые я вижу своими глазами, трогаю своими руками, существуют,
— реально существуют,
Предыдущая страница ... 19
Следующая страница ... 21
|