|
Эти же шутники (Богданов в том числе) уверяют читателей,
что именно новая философия
разъяснила ошибочность "удвоения мира" в учении вечно опровергаемых материалистов,
которые говорят о каком-то "отражении" сознанием человека вещей, существующих вне его сознания. Об этом "удвоении"
названными выше авторами написана бездна прочувствованных слов. По
забывчивости или по невежеству они не добавили, что эти новые открытия были уже
открыты в 1710 году.
"Наше познание их (идей или вещей), — пишет Беркли, — было
чрезвычайно затемнено, запутано, направлено к самым опасным заблуждениям
предположением о двойном (twofold) существовании
чувственных объектов, именно: одно существование — интеллигибельное или
существование в уме, другое —реальное, вне ума" (т. е. вне сознания). И
Беркли потешается над этим "абсурдным" мнением, допускающим возможность
мыслить немыслимое! Источник "абсурда", — конечно, различение "вещей" и "идей"
(§ 87), "допущение внешних объектов". Тот же источник порождает, как открыл Беркли
в 1710 году и вновь открыл Богданов в 1908 году, веру в фетиши и идолы.
"Существование материи, — говорит Беркли, — или вещей, не воспринимаемых, было не только главной опорой атеистов и фаталистов, но
на том же самом принципе держится идолопоклонничество во всех его
разнообразных формах" (§ 94).
Тут мы подошли и к тем "вредным" выводам из
"абсурдного" учения о существовании внешнего мира, которые заставили епископа Беркли не только
теоретически опровергать это учение, но и страстно преследовать сторонников
его, как врагов. "На основе учения о материи или о телесной субстанции, —
говорит он, — воздвигнуты были все безбожные
построения атеизма и отрицания религии... Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все
времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того
очевидно, до того необходимо зависят от нее, что, раз будет удален этот
краеугольный
Предыдущая страница ... 18
Следующая страница ... 20
|