| Материализм —
признание "объектов в себе" или вне ума; идеи и ощущения — копии или отражения
этих объектов. Противоположное учение (идеализм): объекты не существуют "вне ума"; объекты суть "комбинации
ощущений".
Это написано в 1710 году, т. е. за 14 лет до рождения Иммануила
Канта, а наши махисты — на основании якобы "новейшей" философии — сделали
открытие, что признание "вещей в себе" есть результат заражения или извращения
материализма кантианством! "Новые" открытия махистов — результат
поразительного невежества их в истории
основных философских направлений.
Их следующая "новая" мысль состоит в том, что понятия "материи"
или "субстанции" — остаток старых некритических воззрений. Мах и Авенариус,
видите ли, двинули вперед философскую мысль, углубили анализ и устранили эти
"абсолюты", "неизменные сущности" и т. п. Возьмите Беркли, чтобы проверить по
первоисточнику подобные утверждения, и вы
увидите, что они сводятся к претенциозной выдумке. Беркли вполне
определенно говорит, что материя есть "nonentity" (несуществующая сущность, § 68), что материя есть ничто (§
80). "Вы можете, — иронизирует Беркли над материалистами, — если это так уже
вам хочется, употреблять слово "материя" в том смысле, в каком другие люди
употребляют слово "ничто"" (р. 196— 197 цит. изд.). Сначала, — говорит Беркли,
— верили, что цвета, запахи и т. п. "действительно существуют", — потом
отказались от этого воззрения и признали, что они существуют только в зависимости от наших ощущений. Но это устранение старых
ошибочных понятий не доведено до конца: остаток есть понятие
"субстанции" (§ 73) — такой же "предрассудок" (р. 195), окончательно
разоблачаемый епископом Беркли в 1710 году! В 1908 году находятся у нас такие
шутники, которые серьезно поверили Авенариусу, Петцольдту, Маху и К , что
только "новейший позитивизм" и "новейшее естествознание" доработались до устранения этих "метафизических" понятий.
Предыдущая страница ... 17
Следующая страница ... 19
|