В.И.Ленин ПСС т.18 ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ стр. 17


 


иное, кроме идеи; цвет или фигура не могут походить ни на что, кроме другого цвета, другой фигуры... Я спрашиваю, можем ли мы воспринимать эти предполагаемые ори­гиналы или внешние вещи, с которых наши идеи являются будто бы снимками или представлениями, или не можем? Если да, то, значит, они суть идеи, и мы не двинулись ни шагу вперед; а если вы скажете, что нет, то я обращусь к кому угодно и спрошу его, есть ли смысл говорить, что цвет похож на нечто невидимое; твердое или мягкое похо­же на нечто такое, что нельзя осязать, и т. п." (§ 8).
"Доводы" Базарова против Плеханова по вопросу о том, могут ли вне нас существо­вать вещи помимо их действия на нас, — ни на волос не отличаются, как видит чита­тель, от доводов Беркли против не называемых им поименно материалистов. Беркли считает мысль о существовании "материи или телесной субстанции" (§ 9) таким "про­тиворечием", таким "абсурдом", что нечего собственно тратить время на ее опровер­жение. "Но, — говорит он, — ввиду того, что учение (tenet) о существовании материи пустило, по-видимому, глубокие корни в умах философов и влечет за собой столь мно­гочисленные вредные выводы, я предпочитаю показаться многоречивым и утомитель­ным, лишь бы не опустить ничего для полного разоблачения и искоренения этого пред­рассудка" (§ 9).
Мы сейчас увидим, о каких вредных выводах говорит Беркли. Покончим сначала с его теоретическими доводами против материалистов. Отрицая "абсолютное" сущест­вование объектов, т. е. существование вещей вне человеческого познания, Беркли пря­мо излагает воззрения своих врагов таким образом, что они-де признают "вещь в себе". В § 24-м Беркли пишет курсивом, что это опровергаемое им мнение признает "абсо­лютное существование чувственных объектов в себе (objects in themselves) или вне ума" (стр. 167—168 цит. издания). Две основные линии философских воззрений наме­чены здесь с той прямотой, ясностью и отчетливостью, которая отличает философских классиков от сочинителей "новых" систем в наше время.




Предыдущая страница ... 16
Следующая страница ... 18

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински