| я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы,
что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог
бы воспринимать его...". Так
говорит Беркли в § 3 своего сочинения и здесь же начинает полемику с людьми,
которых он называет материалистами (§§ 18, 19 и др.). Для меня совершенно
непонятно, — говорит он, — как можно говорить об абсолютном существовании вещей
без их отношения к тому, что их кто-либо воспринимает? Существовать — значит
быть воспринимаемым (their,
т. е. вещей esse ispercipi, § 3, — изречение Беркли, цитируемое в учебниках по истории философии). "Странным
образом среди людей преобладает мнение,
что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное
или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум" (§ 4). Это мнение —
"явное противоречие", — говорит Беркли. — "Ибо что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы
воспринимаем посредством чувств? а что же мы воспринимаем, как не свои
собственные идеи или ощущения (ideas or sensations)? и разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или
ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?" (§
4).
Коллекции идей Беркли заменяет теперь
равнозначащим для него выражением: комбинации ощущений, обвиняя материалистов в "нелепом" стремлении идти еще дальше,
искать какого-то источника для этого комплекса... то бишь, для этой комбинации
ощущений. В § 5 материалисты обвиняются в возне с абстракцией, ибо отделять
ощущение от объекта, по мнению Беркли, есть пустая абстракция. "На самом деле,
— говорит он в конце § 5, опущенном во втором издании, — объект и ощущение одно
и то же (are the
same thing) и не могут
поэтому быть абстрагируемы одно от другого". "Вы скажете, — пишет Беркли, — что
идеи могут быть копиями или отражениями (resemblances) вещей, которые
существуют вне ума в немыслящей субстанции. Я отвечаю, что идея не может
походить ни на что
Предыдущая страница ... 15
Следующая страница ... 17
|