|
и опасно
лицемерие либеральное. Послушать кадетских балалайкиных из "Речи" — сочувствие их Толстому самое полное и самое
горячее. На деле, рассчитанная декламация и напыщенные фразы о "великом
богоискателе" — одна сплошная фальшь, ибо русский
либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего строя не сочувствует. Он примазывается к
популярному имени, чтобы приумножить свой политический капиталец, чтобы
разыграть роль вождя общенациональной оппозиции, он старается громом и треском
фраз заглушить потребность прямого и ясного ответа на вопрос: чем вызываются кричащие противоречия "толстовщины",
какие недостатки и слабости нашей революции они выражают?
Противоречия
в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действительно кричащие.
С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины
русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой
стороны — помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний
протест против общественной лжи и фальши, — с другой стороны,
"толстовец", т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским
интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: "я скверный, я
гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше
мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками". С одной стороны, беспощадная критика
капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного
управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и
завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих
масс; с другой стороны, — юродивая проповедь "непротивления злу" насилием. С
одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с
другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление
поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному
Предыдущая страница ... 205
Следующая страница ... 210
|