| убеждению, т. е.
культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины.
Поистине:
Ты и убогая, ты и
обильная, Ты и могучая, ты и бессильная —
Матушка Русь!
Что при таких противоречиях Толстой не мог абсолютно понять ни
рабочего движения и его роли в борьбе за
социализм, ни русской революции, это само собою очевидно. Но противоречия во
взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых
условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века. Патриархальная деревня, вчера только
освободившаяся от крепостного права, отдана
была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску. Старые устои крестьянского
хозяйства и крестьянской жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков,
пошли на слом с необыкновенной быстротой. И противоречия во взглядах Толстого
надо оценивать не с точки зрения современного рабочего движения и современного
социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она недостаточна), а с точки
зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеления масс, который должен был быть порожден
патриархальной русской деревней. Толстой смешон, как пророк, открывший
новые рецепты спасения человечества, — и поэтому
совсем мизерны заграничные и русские "толстовцы", пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения.
Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые
сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо
совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности
нашей революции, как крестьянской буржуазной революции.
Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки, зрения, — действительное
зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции.
С одной стороны, века крепостного гнета и деся-
Предыдущая страница ... 209
Следующая страница ... 2
|