| существуют"),
хочет уничтожить самое имя низшего сословия, крестьянского. "Пусть все будут
гражданами". Равное право на землю трудящихся — есть не что иное, как до конца
последовательное приложение точки зрения хозяина к земле. Никаких
других оснований землевладения (вроде землевладения "за службу" у казаков
и т. п.), никаких других соображений,
никаких других отношений, кроме прав хозяина на землю, соображений
"лелеяния" земли, отношений "прикладающего труд" к земле. Именно так и должен
смотреть фермер, который хочет свободного хозяйства на свободной земле,
устранения всего постороннего, мешающего, старого, всех прежних форм
землевладения. Ну, разве не глупым применением непродуманной доктрины было
бы со стороны марксистов отсоветовать такому хозяину национализацию и учить его
пользе частной собственности на надельные
земли?
В первой
Думе крестьянин Меркулов (Курской губ.) выразил ту самую мысль относительно национализации надельных крестьянских
земель, которую мы приводили выше из данных о съездах Крестьянского
союза. "Пугают тем, — сказал Меркулов, — что
и крестьянин не расстанется с тем клочком, которым сейчас владеет. На это я скажу: кто же у них отнимает? Ведь даже при полной
национализации отойдет только та земля, которую хозяин не обрабатывает своими
силами, а посредством наемного труда" (18 заседание, 30 мая 1906 г.,
стр. 822).
Это
говорит крестьянин, владеющий, по его собственным словам, 60 дес. земли в собственность; конечно, уничтожить наемный труд в
капиталистическом обществе или запретить его — мысль детская, но мы
должны отсекать неправильные мысли именно там, где начинается неправильность, —
начиная с "социализации" и запрещения наемного труда , а не с национализации.
Тот
же крестьянин Меркулов возражал против кадетского проекта 42-х, совпадающего с муниципализацией
Эту неправильную идею нам даже нечего и
"отсекать", ибо сами "трезвые" трудовики с "трезвыми" гг. Пешехоновыми во главе
уже отсекли ее.
Предыдущая страница ... 366
Следующая страница ... 369
|