| отверзется". Мы
просим, просим, а нам не дают, и стучим — не дают; что же, придется двери
ломать и отбирать? Господа, не допустите двери ломать, отдайте добровольно, и
тогда будет воля, свобода, и вам будет хорошо и нам" (1955).
Вот
беспартийный крестьянин Афанасьев, который оценивает казачью "муниципализацию"
не с точки зрения казака, а с точки зрения "почти пришельца". "Я должен,
господа, первым долгом сказать, что я — представитель от крестьянства Донской
области, которого там более 1 000 000 и от которого я попал сюда только один;
это уже дает знать, что мы там почти пришельцы... Меня до бесконечности
удивляет: неужели Петербург кормит деревню? Нет, напротив. Я когда-то служил в
Петербурге 20 с прибавкою лет, и я тогда уже
замечал, что не Петербург деревню, а деревня Петербург кормит. Так и в настоящее время я замечаю. Все эти
прекраснейшие архитектуры, все эти возведения, постройки, все эти
прекрасные, прелестные дома, все это воздвигается теми же крестьянами, как и 25
лет тому назад воздвигались... Пуришкевич привел пример, что у казака более 20
десятин земли имеется, и он тоже голодает... Почему же он не сказал, где эта
земля? Есть земля, есть и в России земля, да кто ею владеет? Если он знал, что
там столько земли, и не сказал, следовательно, он несправедливый человек, а если он не знал, так не надо было и начинать об этом
говорить. А если, в самом деле, быть может, он не знал, так прошу, господа,
позвольте ему сказать, где эта земля, и сколько ее, и кто ею владеет.
Если ее пересчитать, то окажется, что в области Войска Донского под частным
коннозаводством числится 753 546 дес. Теперь я еще упомяну о калмыцком коннозаводстве, о так называемых
кочевьях. Там находится всего вообще 165 708 дес. Потом во временном
арендовании содержится богатыми людьми 1 055 919 дес. Все эти земли находятся в
руках людей — не тех людей, которых пересчитывал Пуришкевич, а у кулаков,
богачей, которые давят нас; получают скотину — половину с нас дерут, да один
рубль за десятину, да цел-
АГРАРНАЯ ПРОГРАММА С.-Д. В ПЕРВОЙ
РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ____________ 367
ковый за то животное, на котором мы пашем, а между тем нам надо своих
детей кормить
да казачек и казачат. Вот поэтому у нас и голод оказывается". И оратор рассказывает, что по 2700 дес. получают арендаторы
за поставку 8 лошадей "под кавалерию"; крестьяне могли бы больше поставлять. "Я
расскажу вам, что я хотел убедить наше правительство, что оно жестоко
ошибается, не делая этого. Я писал в редакцию "Сельского Вестника", чтобы они отпечатали. Мне ответили, что не наше дело
правительство учить". Таким образом, на "муниципализованной" земле,
отданной в собственность области, "центральное недемократическое правительство"
создает de facto новых помещиков: муниципализация, как
открыл Плеханов, есть гарантия от реставрации...
"Правительство
нам открыло широкие двери чрез Крестьянский банк приобретать земли, — это тот
хомут, что в 1861 г. был надет. Оно нас хочет переселить в сибирские пределы.
... не лучше ли сделать так: вывезти туда этого человека, который имеет тысячи
десятин, от которого остается земля, и на это сколько
будут сыты (а п л о д и с м е н т ы слева; голоса справа: "старо, старо")... В
японскую войну я вел своих
мобилизованных солдат через те земли (помещичьи), о которых я здесь упоминал.
Нам пришлось до сборного пункта более 2 суток ехать. Солдаты меня
спрашивают: "куда ты нас ведешь?" Я говорю: "под Японию". — "Что делать?" —
"Защищать родину". Я сам, как военный человек, чувствовал, что нужно защищать
родину. Солдаты мне говорят: "какая же это родина — земли Лисецких, Без-уловых,
Подкопайловых? Где же тут наше? Нашего ничего нет". Они мне говорили то, чего я
третий год не могу стереть со своего сердца... Следовательно, господа, ... я
должен в общей сложности сказать, что во всех тех правах, которые в нашей
России существуют, начиная от князей и идя по дворянам, казакам, мещанам и не упоминая слова крестьянин, все должны
быть русскими гражданами и пользоваться землей — все те, кто на ней
трудится, прикладает к ней свой труд, лелеет и любит ее. Трудись, потей и пользуйся
ею. Но если не хочешь на ней жить, не хочешь на ней трудиться, не хочешь
прикладать к ней свой труд, то не имеешь права ею и пользоваться" (1974) (26
заседание, 12. IV. 1907).
"Не упоминая слова крестьянин"! Это замечательное
изречение вырвалось "из сердца
глубины" у крестьянина, который хочет разорвать сословность землевладения ("все
те права, которые в нашей России
Предыдущая страница ... 364
Следующая страница ... 368
|