ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 162
| опять в блоке с
народными социалистами, газета у них общая. Разрыв с "полулибералами"
на съезде недаром был дипломатический: хотите, разрыв; хотите, никакого разрыва!
Предложение отклонили, высмеяли мысль "быть рядом в двух партиях" и... и продолжали
сидеть рядом в двух партиях, благоговейно восклицая: благодарим тебя, господи,
что мы не похожи на дерущихся друг с другом эсдеков! Таковы факты. Оба периода
свободной печати в России ознаменовались тем, что эсеры шли в блоке с народными социалистами, обманом ("дипломатией")
скрывая от демократии две глубоко различные и внутри их партии
проявившие себя тенденции.
Берем 1907
год. После первой Думы энесы формально образовали свою партию. Это было
неизбежно, ибо в I
Думе, в первом выступлении
партий перед выборными от крестьян по всей России н.-с. и с.-р.
выступили с разными аграрными проектами (104-х и 33-х). Энесы победили
эсеров перед депутатами-трудовиками, собрав более чем втрое больше подписей под своим проектом, под своей
аграрной программой. А эта программа, по признанию с.-р. Вихляева
("Наша мысль", сборник № 1. СПБ. 1907, статья: "Народно-социалистическая партия
и аграрный вопрос"), "одинаково" с законом 9 ноября 1906 г. "приходит к
отрицанию коренного начала общинного землепользования". Эта программа узаконяет
"проявления своекорыстного индивидуализма" (стр. 89 статьи г. Вихляева), "загрязняет широкий идейный поток
индивидуалистической мутью" (стр. 91 той же статьи), встает на "путь
поощрения индивидуалистических и эгоистических течений в народных массах" (стр.
93 там же).
Кажется,
ясно? Крестьянские депутаты в подавляющем большинстве проявили буржуазный индивидуализм. Первое выступление эсеров
перед крестьянскими выборными всей России подтвердило блестяще теорию
с.-д., фактически превратив эсеров в крайнее
левое крыло мелкобуржуазной демократии.
Но,
может быть, эсеры хоть после того, как энесы отошли от них и провели свою программу в Трудовой
А СУДЬИ КТО?_________________________________ 163
группе,
отмежевывались от них с полной определенностью? Нет. Выборы во II Думу в Петербурге
доказали обратное. Блоки с кадетами были тогда крупнейшим проявлением социалистического
оппортунизма. Черносотенная опасность была фикцией, которая прикрывала политику подчинения либералам. Кадетская печать особенно ясно вскрыла
это, подчеркивая "умеренность" меньшевиков и энесов. Как держали себя эсеры?
Наши "революционеры" шли в блоке с энесами и трудовиками; условия этого
блока от публики скрывались. Наши революционеры тащились за кадетами, совсем
как меньшевики. Представители с.-р. предлагали кадетам блок (совещание 18
января 1907 г. Ср. брошюру Н. Ленина "Услышишь суд глупца", СПБ. 15 января 1907
г. , в которой констатируется, что эсеры
вели себя политически нечестно в вопросе о соглашениях, ведя переговоры
одновременно и с с.-д., объявившими 7 января 1907 г. войну кадетам, и с
кадетами). В левый блок эсеры попали вопреки своей воле, в силу
отказа кадетов.
Итак,
после полного разрыва с энесами эсеры на деле ведут политику энесов и
меньшевиков, т. е. оппортунистов. "Преимущество" их состоит в том, что они
скрывают от глаз света мотивы этой политики и свои течения внутри партии.
Экстренный съезд партии эсеров в феврале 1907 г. не только не
поднял этого вопроса о блоках с к.-д., не только не оценил значения подобной
политики, а, напротив, подтвердил ее! Напомним речь Г. А. Гершуни на этом съезде,
своевременно расхваленную "Речью" совершенно так же, как хвалит она
всегда Плеханова. Гершуни говорил, что остается "при старом мнении: кадеты пока
не наши враги" (стр. 11 брошюры: "Речь Г. А. Гершуни на экстренном съезде
партии с.-р.", 1907 г., с. 1—15, с партийным девизом с.-р.: "в борьбе обретешь ты право свое"). Гершуни предостерегал от
взаимной борьбы внутри оппозиции: "не разуверится ли народ в самой
возможности
См. Сочинения, 5 изд., том 14, стр. 274—292. Ред.
Предыдущая страница ... 160
Следующая страница ... 164
|
|