|
революционных
самоуправлений, "Новая Жизнь", — как зачаточные органы революционной власти,
соединявшие пролетариат и революционную демократию.
"Начало" склонялось к диктатуре пролетариата. "Новая
Жизнь" стояла на точке зрения демократической диктатуры пролетариата и
крестьянства. Но разве таких и подобных разногласий внутри социал-демократии не показывает нам любой
период в развитии любой европейской социалистической партии?
Нет,
извращение дела господином Бланком, его вопиющее искажение истории вчерашнего
дня объясняется тем и только тем, что перед нами образчик самодовольной
буржуазной пошлости, которому периоды революционного вихря кажутся безумием
("забыты все принципы", "сама мысль и простой разум почти исчезают"), а периоды
подавления революции и мещанского "прогресса" (охраняемого Дубасовыми) кажутся
эпохой разумной, сознательной и планомерной деятельности. Эта сравнительная
оценка двух периодов (периода "вихря" и
периода кадетского) красной нитью проходит через всю статью господина Бланка.
Когда история человечества подвигается вперед со скоростью локомотива,
это — "вихрь", "поток", "исчезновение" всех "принципов и идей". Когда история
движется с быстротой гужевой перевозки, это — сам разум и сама планомерность.
Когда народные массы сами, со всей своей девственной примитивностью, простой, грубоватой решительностью,
начинают творить историю, воплощать в жизнь прямо и немедленно "принципы
и теории", — тогда буржуа чувствует страх и вопит, что "разум отступает на
задний план" (не наоборот ли, о герои мещанства? не выступает ли в истории именно
в такие моменты разум масс, а не разум отдельных личностей, не становится ли
именно тогда массовый разум живой, действенной, а не кабинетной силой?). Когда
непосредственное движение масс придавлено расстрелами, экзекуциями, порками,
безработицей и голодовкой, когда вылезают из щелей клопы содержимой на
дубасовские деньги профессорской науки и начинают вершить дела за народ, от имени масс, продавая
Предыдущая страница ... 326
Следующая страница ... 328
|