ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН стр. XVIII
|
в социал-демократии вышло как-то сразу вполне законченным, точно
Минерва из головы Юпитера .
По своему содержанию, этому направлению не приходилось развиваться и
складываться: оно прямо было перенесено из буржуазной литературы в социалистическую.
Далее.
Если теоретическая критика Бернштейна и его политические вожделения оставались
еще кому-либо неясными, то французы позаботились о наглядной демонстрации "новой методы". Франция и на этот раз
оправдала свою старинную репутацию "страны, в истории которой борьба
классов, более чем где-либо, доводилась до реши-тельного конца" (Энгельс, из
предисловия к сочинению Маркса: "Der 18 Brumaire") . Французские социалисты стали не
теоретизировать, а прямо действовать; более развитые в демократическом отношении политические условия Франции позволили
им сразу перейти к "практическому бернштейыианству" во всех его последствиях.
Мильеран дал прекрасный образчик этого практического бернштейнианства, —
недаром Мильерана так усердно бросились
защищать и восхвалять и Бернштейн, и Фольмар! В самом деле: если
социал-демократия в сущности есть просто партия реформ и должна иметь смелость
открыто признать это, — тогда социалист не только вправе вступить в буржуазное
министерство, но должен даже всегда стремиться к этому. Если демократия в сущности
означает уничтожение классового господства, — то отчего же социалистическому министру не пленять весь буржуазный мир речами
о сотрудничестве классов? Отчего не оставаться ему в министерстве даже
после того, как убийства рабочих жандармами показали в сотый и тысячный раз
истинный характер демократического сотрудничества
классов? Отчего бы ему не принять лично участия в приветствовании царя, которого
французские социалисты зовут теперь не иначе как героем виселицы, кнута и
ссылки (knouteur,
pendeur et déportateur)? A возмездием за это бесконечное унижение и самооплевание социализма
перед всем миром, за развращение социалистического сознания рабочих
ЧТО ДЕЛАТЬ?
масс — этого
единственного базиса, который может обеспечить нам победу, — в возмездие за это громкие проекты мизерных
реформ, мизерных до того, что у буржуазных правительств удавалось добиться
большего!
Кто
не закрывает себе намеренно глаз, тот не может не видеть, что новое "критическое"
направление в социализме есть не что иное, как новая разновидность оппортунизма. И если судить о людях не по тому блестящему мундиру, который они сами
себе надели, не по той эффектной кличке, которую они сами себе взяли, а по
тому, как они поступают и что они на самом деле пропагандируют, — то
станет ясно, что "свобода критики" есть свобода оппортунистического направления
в социал-демократии, свобода превращать социал-демократию в демократическую
партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных
элементов.
Свобода
— великое слово, но под знаменем свободы промышленности велись самые
разбойнические войны, под знаменем свободы труда — грабили трудящихся. Такая же
внутренняя фальшь заключается в современном употреблении слова: "свобода критики". Люди, действительно убежденные в том, что
они двинули вперед науку, требовали бы не свободы новых воззрений наряду с
старыми, а замены последних первыми. А современные выкрикивания "да здравствует свобода критики!" слишком
напоминают басню о пустой бочке.
Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись
за руки. Мы окружены со всех
сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем. Мы
соединились, по свободно принятому решению, именно для того, чтобы бороться с
врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую
группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения. И вот некоторые из
нас принимаются кричать: пойдемте в это болото! — а когда их начинают стыдить,
они возражают: какие вы отсталые люди! и как вам не совестно отрицать за нами
свободу звать вас на лучшую дорогу ! — Ода, господа, вы свободны не только
звать, но и идти куда вам угодно, хотя бы в болото;
Предыдущая страница ... XVII
Следующая страница ... 10
|
|