ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 74
| не знаем, чего мы сами из своего фабричного и "экономического" опыта и
узнать никогда не можем,
именно: политического знания. Это знание можете приобрести себе вы, интеллигенты, и вы обязаны доставлять нам
его во сто и в тысячу раз больше, чем вы это делали до сих пор, и притом
доставлять не в виде только рассуждений, брошюр и статей (которые часто бывают
— простите за откровенность! — скучноваты), а непременно в виде живых обличений
того, что именно в данное время делает наше правительство и наши командующие классы во всех областях жизни. Исполняйте-ка
поусерднее эту свою обязанность, и поменьше толкуйте о "повышении
активности рабочей массы". У нас активности гораздо больше, чем вы
думаете, и мы умеем поддерживать открытой,
уличной борьбой даже требования, никаких "осязательных результатов" не
сулящие! И не вам "повышать" нашу активность, ибо у вас самих как раз активности-то
и не хватает. Поменьше преклоняйтесь пред стихийностью и побольше думайте о повышении своей активности,
господа!
г) ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ
ЭКОНОМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ?
Выше, в примечании, мы сопоставили "экономиста" и не
социал-демократа-террориста, случайно оказавшихся солидарными. Но, вообще говоря, между
теми и другими есть не
случайная, а необходимая внутренняя связь, о которой нам еще ниже придется говорить и
ЧТО ДЕЛАТЬ?__________________________________ 75
коснуться которой необходимо именно но вопросу о воспитании
революционной активности. У
"экономистов" и современных террористов есть один общий корень: это именно то преклонение пред стихийностью, о
котором мы говорили в предыдущей главе, как о явлении общем, и которое
мы рассматриваем теперь в его влиянии на область политической деятельности и политической борьбы. На первый взгляд, наше
утверждение может показаться
парадоксом: до такой степени велика, по-видимому, разница между людьми,
подчеркивающими "серую текущую борьбу", — и людьми, зовущими к наиболее самоотверженной борьбе отдельных лиц. Но
это не парадокс. "Экономисты" и террористы преклоняются перед разными
полюсами стихийного течения: "экономисты" — перед стихийностью "чисто рабочего
движения", террористы — перед стихийностью
самого горячего возмущения интеллигентов, не умеющих или не имеющих возможности
связать революционную работу в одно целое с рабочим движением. Кто изверился
или никогда не верил в эту возможность, тому действительно трудно найти иной выход своему возмущенному чувству и своей
революционной энергии, кроме террора. Таким образом, преклонение пред
стихийностью в обоих указанных нами направлениях
есть не что иное, как начало осуществления знаменитой программы "Credo": рабочие ведут себе свою "экономическую
борьбу с хозяевами и правительством" (да простит нам автор "Credo", что мы выражаем его мысль мартыновскими
словами! Мы находим, что вправе делать это, ибо и в "Credo" говорится о том, как рабочие в экономической борьбе
"наталкиваются на политический режим"), — а интеллигенты ведут себе своими силами политическую борьбу,
естественно, при помощи террора! Это
совершенно логичный и неизбежный вывод, на котором нельзя не настаивать,
хотя бы те, кто начинает осуществлять эту программу, сами
и не сознавали его неизбежности. Политическая деятельность имеет свою
логику, не зависящую от сознания тех, кто в
самых лучших намерениях взывает либо к террору, либо к приданию политического
характера самой экономической борьбе.
Предыдущая страница ... 72
Следующая страница ... 76
|
|