ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 52
| в "противопоставлении своей программы движению как духа, витающего над
бесформенным хаосом" (стр.
29). В чем же состоит роль социал-демократии, как не в том, чтобы быть "духом", не только витающим над
стихийным движением, но и поднимающим это последнее до "своей
программы"? Не в том же ведь, чтобы тащиться в хвосте движения:
в лучшем случае это бесполезно для движения, в худшем — очень и очень вредно. "Рабочее" же "Дело" не только следует
этой "тактике-процессу", но и возводит ее в принцип, так что и
направление его вернее было бы назвать не оппортунизм, а (от слова: хвост) хвостизмом.
И нельзя не признаться, что люди, твердо решившие всегда идти за движением
в качестве его хвоста, навсегда и абсолютно гарантированы от "преуменьшения стихийного элемента развития".
* * *
Итак,
мы убедились, что основная ошибка "нового направления" в русской
социал-демократии состоит в преклонении пред стихийностью, в непонимании того,
что стихийность массы требует от нас,
социал-демократов, массы сознательности. Чем больше стихийный подъем масс, чем
шире становится движение, тем еще несравненно быстрее возрастает требование на массу сознательности и в теоретической,
и в политической, и в
организационной работе социал-демократии.
Стихийный
подъем масс в России произошел (и продолжает происходить) с такой быстротой,
что социал-демократическая молодежь оказалась неподготовленной к исполнению
этих гигантских задач. Эта неподготовленность — наша общая беда, беда всех русских
социал-демократов. Подъем масс шел и ширился непрерывно и преемственно, не
только не прекращаясь там, где он начался, но и захватывая новые местности и
новые слои населения (под влиянием рабочего движения оживилось брожение учащейся
молодежи, интеллигенции вообще, даже и крестьянства). Революционеры же отставали от этого подъема и в своих "теориях", и в своей деятельности, им не
удавалось создать непре-
ЧТО ДЕЛАТЬ?__________________________________ 53
рывной и преемственной
организации, способной руководить всем движением.
В первой главе мы констатировали принижение "Раб. Делом" наших
теоретических задач и
"стихийное" повторение им модного клича "свобода критики": у повторявших не
хватило "сознательности" понять диаметральную противоположность позиций
"критиков"-оппортунистов и революционеров в Германии и в России.
В следующих главах мы рассмотрим, как выражалось это
преклонение пред стихийностью
в области политических задач и в организационной работе социал-демократии.
III
ТРЕД-ЮНИОНИСТСКАЯ
И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
Начнем
опять-таки с похвалы "Раб. Делу". "Обличительная литература и пролетарская
борьба" — так озаглавил Мартынов свою статью в № 10 "Рабочего Дела" о разногласиях с "Искрой". "Мы не можем ограничиться
одним обличением порядков, стоящих на пути ее (рабочей партии)
развития. Мы должны также откликаться на ближайшие и текущие интересы
пролетариата" (стр. 63) — так формулировал он суть этих разногласий. "...
"Искра"... фактически есть орган революционной оппозиции, обличающий наши порядки и преимущественно
политические порядки... Мы же работаем и будем работать для рабочего дела в тесной органической связи с
пролетарской борьбой" (там же).
Нельзя не быть благодарным Мартынову за эту формулировку. Она приобретает
выдающийся общий интерес, ибо охватывает, в сущности, вовсе не одни только
разногласия наши с "Р. Делом", но и все вообще разногласия между нами и "экономистами"
по вопросу о политической борьбе. Мы показали уже, что "экономисты" не отрицают безусловно "политику", а только сбиваются
постоянно с социал-демократического на тред-юнионистское понимание
политики. Совершенно
Предыдущая страница ... 50
Следующая страница ... 54
|
|