ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 50
| развития.
Поэтому один уже разговор об "оценке сравнительного (курс. "Рабочего Дела") значения" стихийности и сознательности
обнаруживает полное отсутствие "сознательности". Если известные "стихийные
элементы развития" доступны вообще человеческому сознанию, то неправильная
оценка их будет равносильна "преуменьшению сознательного элемента". А
если они недоступны сознанию, то мы их не знаем и говорить о них не можем. О
чем же толкует Б. Кричевский? Если он находит ошибочными "субъективные планы" "Искры" (а он их именно
объявляет ошибочными), то он должен был бы показать, какие именно
объективные факты игнорируются этими планами, и обвинить "Искру" за это
игнорирование в недостатке сознательности, в "преуменьшении сознательного элемента", выражаясь его
языком. Если же он, недовольный субъективными планами, не имеет других
аргументов, кроме ссылки на "преуменьшение стихийного элемента" (!!), то он доказывает
этим лишь, что он (1) теоретически — понимает марксизм à la Кареевы и Михайловские, достаточно осмеянные Бельтовым, (2)
практически — вполне доволен теми "стихийными элементами развития", которые увлекали наших легальных марксистов
в бернштейнианство, а наших социал-демократов в "экономизм", и что он
"зело сердит" на людей, решившихся во что бы то ни стало совлечь русскую
социал-демократию с пути "стихийного" развития.
А дальше уже идут совсем веселые вещи.
"Подобно тому, как люди, несмотря ни на какие успехи естественных наук, будут размножаться стародедовским
способом, — так и появление на свет нового общественного порядка, несмотря ни
на какие успехи общественных наук и рост сознательных борцов, и впредь будет
являться результатом преимущественно стихийных взрывов" (19). Подобно
тому, как стародедовская мудрость гласит: чтобы иметь детей, кому ума
недоставало? — так мудрость "новейших социалистов" (à la Нарцис Тупорылов ) гласит: чтобы
участвовать в стихийном появлении на свет нового общественного порядка, ума
хватит у всякого. Мы думаем тоже, что у
всякого
ЧТО ДЕЛАТЬ?__________________________________ 51
хватит.
Для такого участия достаточно поддаваться — "экономизму", когда царит
"экономизм", — терроризму, когда возник терроризм. Так, "Раб. Дело" весной
этого года, когда так важно было
предостеречь от увлечения террором, с недоумением стояло перед "новым" для него вопросом. А теперь, полгода
спустя, когда вопрос перестал быть такой злобой дня, оно в одно и то же
время преподносит нам и заявление: "мы думаем, что задачей социал-демократии не
может и не должно быть противодействие подъему террористических настроений"
("Р. Д." № 10, стр. 23) и резолюцию съезда: "Систематический наступательный
террор съезд признает несвоевременным" ("Два съезда", стр. 18). Как это
замечательно ясно и связно! Не противодействуем, — но объявляем
несвоевременным, притом объявляем так, что несистематический и оборонительный террор "резолюцией" не объемлется. Надо
признать, что такая резолюция очень безопасна и вполне гарантирована от
ошибочности, — как гарантирован от ошибок
человек, который говорил для того, чтобы ничего не сказать! И для составления такой
резолюции нужно только одно: уметь держаться за хвост движения. Когда
"Искра" посмеялась над тем, что "Раб. Дело" объявило вопрос о терроре новым
вопросом , то "Р. Дело" сердито обвинило "Искру" в "прямо невероятной претензии
навязывать партийной организации решение тактических вопросов, данное группой
писателей-эмигрантов более 15 лет тому назад" (стр. 24). Действительно, какая
претенциозность и какое преувеличение сознательного элемента: решать вопросы
заранее теоретически с тем, чтобы потом убеждать в правильности этого решения и
организацию, и партию, и массу! То ли дело
просто зады повторять и, никому ничего не "навязывая", подчиняться каждому "повороту" и в сторону
"экономизма", и в сторону терроризма. "Раб. Дело" даже обобщает этот великий
завет житейской мудрости, обвиняя "Искру" и "Зарю"
См. Сочинения, 5
изд., том 5, стр. 7—8. Ред.
Не надо забывать также и
того, что, "теоретически" решая вопрос о терроре, группа "Освобождение труда" обобщала опыт предшествующего
революционного движения.
Предыдущая страница ... 48
Следующая страница ... 52
|
|