| "Нам возразят, конечно, — говорит г. рецензент, — как возражали и
другим, что идеалы автора-крестьянина (речь
шла о высказанных одним крестьянином пожеланиях) мелкобуржуазные и что
потому наша литература и являлась до сих пор представительницей и защитницей
интересов мелкой буржуазии. Но ведь это же просто жупел, и кого, кроме лиц, обладающих мировоззрением и
умственными навыками замоскворецкой купчихи, этим жупелом испугать можно?.."
Сильно
сказано! Но послушаем дальше:
"... Основной критерий как условий человеческого общежития, так и
сознательных общественных мероприятий состоит
ведь не в экономических категориях, да притом еще заимствованных из чуждых стране, при иных обстоятельствах
сложившихся, условий, а в счастье и благосостоянии, как материальном, так и
духовном, большинства населения. И если известный уклад жизни и
известные мероприятия для поддержания и развития
такого уклада ведут к этому счастью, то называйте их мелкобуржуазными или как-нибудь
иначе, — дело от этого не изменится: они — этот уклад жизни и эти мероприятия
— будут все-таки существенно прогрессивными и по тому самому и будут
представлять высший идеал, доступный для общества при данных условиях и в
данном его состоянии" (ib., 229—230
стр., курсив автора).
Неужели г. рецензент не видит, что он, в пылу полемического
задора, перепрыгнул через вопрос?
Назвавши с превеликой суровостью обвинение
народничества в мелкобуржуазности "просто жупелом", он ничего не приводит в
доказательство такого утверждения, кроме следующего, невероятно изумительного положения: "Критерий...
состоит не в экономических категориях, а в
счастье большинства". Ведь это все равно, что сказать: критерий погоды
состоит не в метеорологических наблюдениях, а в самочувствии большинства! Да
что же такое, спрашивается, эти "экономические категории", как не научная формулировка условий хозяйства и жизни населения и притом не "населения" вообще, а определенных групп населения,
Предыдущая страница ... 217
Следующая страница ... 219
|