|
говорит Сисмонди в
предисловии ко 2-му изданию своей книги, объясняя этот факт не тем, что анализ
этой науки неполон и непоследователен, а тем, что она будто бы "ударилась в
абстракции" (I, 55: новые ученики А. Смита в Англии
бросились (se sont
jetés) в абстракции,
забывая о "человеке") — и "идет по ложному пути" (II, 448). В чем же состоят
обвинения Сисмонди против классиков, позволяющие ему сделать такой вывод?
"Экономисты,
наиболее знаменитые, слишком мало обращали внимания на потребление и на сбыт" (I, 124).
Это обвинение повторялось со времен Сисмонди
бесчисленное множество раз. Считали нужным выделять "потребление" от "производства" как особый
отдел науки; говорили, что производство зависит от естественных законов, тогда
как потребление определяется распределением, зависящим от воли людей, и т. п.,
и т. п. Как известно, наши народники держатся тех же идей, выделяя на первое
место распределение .
Какой
же смысл в этом обвинении? Оно основано лишь на крайне ненаучном понимании
самого предмета политической экономии. Ее предмет вовсе не "производство
материальных ценностей", как часто говорят (это — предмет технологии), а общественные отношения людей по производству. Только
понимая "производство" в первом смысле, и можно выделять от него особо
"распределение", и тогда в "отделе" о производстве,
вместо
Само собою разумеется, что Эфруси также не преминул выхвалять и за это
Сисмонди. "В учении Сисмонди важны, — читаем мы в "Р. Б. " № 8, с. 56, —
не столько отдельные, специальные меры, предлагавшиеся им, сколько общий дух,
которым проникнута вся его система. Вопреки классической школе, он выдвигает с
особенной силой интересы распределения, а не интересы производства". Вопреки
своим повторным "ссылкам" на "новейших" экономистов, Эфруси абсолютно не понял
их учения и продолжает возиться с сентиментальным вздором, характеризующим примитивную
критику капитализма. Наш народник и здесь
хочет спастись тем, что сопоставляет Сисмонди с "многими видными
представителями исторической школы"; оказывается, что "Сисмонди ушел
дальше" (ibid.), и Эфруси совершенно этим удовлетворяется! "Ушел дальше"
немецких профессоров — чего же вам еще надо? Подобно всем народникам, Эфруси старается перенести центр тяжести на
то, что Сисмонди критиковал капитализм. О том, что критика капитализма
бывает разная, что критиковать капитализм можно и с сентиментальной, и с
научной точки зрения, — экономист "Р. Б—ва", видимо, не имеет
понятия.
Предыдущая страница ... 194
Следующая страница ... 196
|