|
II
ВОЗЗРЕНИЯ СИСМОНДИ НА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И КАПИТАЛ
Аргументация
Сисмонди против возможности капитализма и его развития не ограничивается
только этим. Он делал такие же выводы и из своего учения о доходе. Надо сказать, что Сисмонди вполне перенял от Ад. Смита
теорию трудовой стоимости и трех видов дохода: ренты, прибыли и заработной
платы. Он делает даже кое-где попытку обобщить два первые вида дохода в
противоположность третьему: так, иногда он соединяет их, противополагая
заработной плате (I,
104—105); у него попадается
даже слово: mieux-value
(сверхстоимость ) по
отношению к ним (I,
103). Не надо, однако,
преувеличивать значение такого словоупотребления, как это делает, кажется,
Эфруси, говоря, что "теория Сисмонди близка к теории прибавочной ценности" ("Р.
Б." № 8, с. 41). Сисмонди, собственно, не сделал ни одного шага вперед против
Ад. Смита, который тоже говорил, что рента и прибыль суть "вычет из труда",
доля той ценности, которую работник
прибавляет к продукту (см. "Исследование о природе и причинах богатства",
русский перевод Бибикова, т. 1, гл. VIII: "О
заработной плате" и гл. VI: "О частях,
входящих в состав цены товаров"). Дальше этого не пошел и Сисмонди. Но он
пытался связать это деление вновь создаваемого продукта на сверхстоимость и
заработную плату с теорией общественного
дохода, внутреннего рынка и реализацией продукта в капиталистическом обществе.
Попытки эти чрезвычайно важны для оценки научного значения Сисмонди и для уяснения связи между его доктриной и
доктриной русских народников. Поэтому стоит разобрать их подробнее.
Выдвигая
повсюду на первый план вопрос о доходе, об отношении его к производству, к потреблению, к населению, Сисмонди,
естественно, должен был разобрать и теоретические основания понятия
"доход". И мы находим у него, в самом начале сочинения, три главы, посвященные
вопросу о доходе (1. II, eh. IV—VI). Глава
IV: "Как доход происходит из капитала"
трактует
Предыдущая страница ... 130
Следующая страница ... 132
|