| развивавшей те противоречия, глубины
которых не умел еще оценить Сисмонди.
Понятно,
что теоретическая политическая экономия, примкнув в своем дальнейшем развитии к
классикам, установила с точностью именно то, что хотел отрицать Сисмонди, именно: что развитие капитализма вообще и
фермерства в частности не сокращает, а
создает внутренний рынок. Развитие капитализма идет вместе с развитием
товарного хозяйства, и по мере того, как домашнее производство уступает место
производству на продажу, а кустарь уступает место фабрике, — идет
образование рынка для капитала. "Поденщики",
выталкиваемые из земледелия превращением "крестьян" в "фермеров", поставляют
рабочую силу для капитала, а фермеры являются покупателями продуктов индустрии
и притом не только покупателями предметов потребления (которые прежде производились крестьянами дома или сельскими
ремесленниками), а также и покупателями
орудий производства, которые не могли уже оставаться прежними при замене мелкого
земледелия крупным . Последнее обстоятельство стоит подчеркнуть, ибо его-то и
игнорировал особенно Сисмонди, говоривший в цитированном нами месте о "потреблении"
крестьян и фермеров так, как будто бы существовало одно только личное потребление
(потребление хлеба, одежды и т. п.), как будто бы покупка машин, орудий и т.
п., постройка зданий, складов, фабрик и т. п. не были тоже потреблением, только
другого рода, именно: потреблением
производительным, потреблением не людей, а капитала. И опять-таки приходится отметить, что
именно эту ошибку, которую Сисмонди, как мы сейчас увидим, заимствовал
у Адама Смита, в полной неприкосновенности переняли и наши
народники-экономисты .
Речь идет о
марксизме. (Примечание автора к изданию 1908 г. Ред.)
"
Таким образом, создаются одновременно
элементы и переменного капитала ("свободный" рабочий) и постоянного; к
последнему относятся те средства производства, от которых освобождается мелкий производитель.
Эфруси об этой части доктрины
Сисмонди — о сокращении внутреннего рынка вследствие развития капитализма — не
говорит ничего. Мы еще увидим много раз, что он опустил именно то, что наиболее
рельефно характеризует точку зрения Сисмонди и отношение народничества к
его учению.
Предыдущая страница ... 129
Следующая страница ... 131
|