| крепостническими
традициями и отношениями, с полной беспомощностью связанного своим "наделом" крестьянина.
Но
народники не хотели и не хотят видеть, в чем же экономическая основа этих отношений?
Основой
господства здесь является уже не только владение землей, как в старину, а еще
владение деньгами, в которых нуждается крестьянин (а деньги, это — продукт общественного
труда, организованного товарным хозяйством), — и "свобода" крестьянина от
средств к жизни. Очевидно, что это — отношение капиталистическое, буржуазное.
"Новые" черты — не что иное, как первичная форма господства капитала в
земледелии, форма, не высвободившаяся еще
от "стародворянских" пут, форма, создавшая классовую противоположность,
присущую капиталистическому обществу, но еще не фиксировавшая ее.
Но вот с развитием товарного хозяйства ускользает
почва из-под этой первичной формы господства капитала: разорение крестьянства,
дошедшее теперь уже до полного краха,
означает потерю крестьянами своего инвентаря, — на основании которого держалась
и крепостная и кабальная форма труда — и тем вынуждает помещика переходить к
своему инвентарю, крестьянина — делаться батраком.
Что этот
переход и начал совершаться в пореформенной России, — это опять-таки бесспорный факт. Факт этот показывает тенденцию
той кабальной формы, которую народники рассматривают чисто
метафизически — вне связи с прошлым, вне стремления к развитию; факт этот показывает дальнейшее развитие
капитализма, дальнейшее развитие той классовой противоположности,
которая присуща нашему капиталистическому
обществу и которая в предыдущую эпоху выражалась в отношении "кулака" к крестьянину,
а теперь начинает выражаться в отношении рационального хозяина к батраку и поденщику.
И
вот эта-то последняя перемена и вызывает отчаяние и ужас народника, который начинает кричать об
Предыдущая страница ... 517
Следующая страница ... 519
|