ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА стр. 433
|
общественной формации? почему было и не отнести всю аргументацию к
вопросу о конкретном процессе эволюции России? У автора есть попытка поставить
вопрос таким образом, и если бы он выдержал ее последовательно, его
аргументация много выиграла бы.
"Только разделение труда, — это грехопадение человечества, по учению г.
Михайловского, — создало условия для развития той "личности", во имя которой г. Михайловский справедливо протестует против
современных форм разделения труда" (38). Это превосходно сказано; только
бы вместо "разделения труда" следовало сказать "капитализм" и даже еще уже: русский
капитализм. Прогрессивное значение капитализма состоит именно в том, что
он разрушил прежние узкие условия жизни человека, порождавшие умственную тупость и не дававшие возможности производителям
самим взять в руки свою судьбу. Громадное развитие торговых сношений и мирового
обмена, постоянные передвижения громадных масс населения разорвали
исконные узы рода, семьи, территориальной общины и создали то разнообразие
развития, "разнообразие талантов, богатство общественных отношений" , которое
играет такую крупную роль в новейшей истории Запада. В России этот процесс
сказался с полной силой в пореформенную эпоху, когда старинные формы труда
рушились с громадной быстротой и первое место заняла купля-продажа рабочей
силы, отрывавшая крестьянина от патриархальной
полукрепостнической семьи, от отупляющей обстановки деревни и заменявшая
полукрепостнические формы присвоения сверхстоимости — формами чисто капиталистическими. Этот экономический процесс
отразился в социальной области "общим подъемом чувства личности",
вытеснением из "общества" помещичьего класса разночинцами, горячей войной литературы против бессмысленных средневековых
стеснений личности и т. п. Что именно пореформенная Россия принесла этот подъем
чувства личности, чувства собственного достоинства, — этого народники
не станут, вероятно,
* К. Marx.
"Der achtzehnte Brumaire", S. 98 u. s. w. (К. Маркс. "Восемнадцатое
брюмера", стр. 98 и ел.
Ред.)115.
Предыдущая страница ... 432
Следующая страница ... 434
|
|