ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 432
| Основная
ошибка г. Михайловского именно и состоит в абстрактном догматизме его
рассуждений, пытающихся обнять "прогресс" вообще вместо изучения конкретного
"прогресса" какой-нибудь конкретной общественной формации. Когда г. Струве выставляет
против г. Михайловского свои общие положения (вышевыписанные), он повторяет его ошибку, уходя от изображения и
выяснения конкретного прогресса в область туманных и голословных догм.
Возьмем пример: "Гармоническая целостность индивидуума в своем содержании
определяется степенью развития, т. е. дифференциации группы", — говорит г.
Струве и пишет эту фразу курсивом. Однако, что следует понимать тут под
"дифференциацией" группы? Уничтожение крепостного права усилило эту
"дифференциацию" или ослабило ее? Г. Михайловский решает вопрос в последнем смысле ("Что такое прогресс?"); г. Струве
решил бы его, вероятно, в первом
— ссылаясь на усиление
общественного разделения труда. Один имел в виду уничто
жение сословных различий;
другой — создание экономических различий. Термин так
неопределенен, как видите, что его можно
натягивать на противоположные вещи. Еще
пример. Переход от капиталистической мануфактуры к крупной машинной индустрии
можно бы признать уменьшением "дифференциации", ибо детальное разделение
труда
между специализировавшимися рабочими
прекращается. А между тем не может под
лежать сомнению, что условия развития индивидуальности гораздо
благоприятнее (для
рабочего) именно в последнем случае. Вывод отсюда — тот, что неправильна уже са
мая постановка вопроса. Автор сам признает,
что существует также антагонизм между
личностью и группой (о чем и говорит Михайловский). "Но жизнь, —
прибавляет он,
— никогда не слагается из абсолютных противоречий:
в ней все текуче и относитель
но, и в то же время все отдельные стороны находятся в постоянном
взаимодействии"
(39). Если так, — то к чему же было и выставлять абсолютные соотношения
между
группой и личностью? — соотношения, не относящиеся к строго определенному мо
менту развития определенной
Предыдущая страница ... 431
Следующая страница ... 433
|
|