| взгляда
прежних экономистов, видевших законы природы там, где есть место только законам особой, исторически определенной системы
производственных отношений. На место рассуждений субъективистов об "обществе"
вообще, рассуждений бессодержательных и не
шедших далее мещанских утопий (ибо не выяснена была даже возможность
обобщения самых различных социальных порядков в особые виды социальных
организмов) — было поставлено исследование определенных форм устройства
общества. Во-вторых, действия "живых личностей" в пределах каждой такой
общественно-экономической формации, действия, бесконечно разнообразные и,
казалось, не поддающиеся никакой
систематизации, были обобщены и сведены к действиям групп личностей,
различавшихся между собою по роли, которую они играли в системе производственных
отношений, по условиям производства и, следовательно, по условиям их жизненной
обстановки, по тем интересам, которые определялись этой обстановкой, — одним словом, к действиям классов, борьба
которых определяла развитие общества. Этим был опровергнут
детски-наивный, чисто механический взгляд на историю субъективистов,
удовлетворявшихся ничего не говорящим положением, что историю делают живые личности, и не хотевших разобрать, какой
социальной обстановкой и как именно обусловливаются их действия. На
место субъективизма было поставлено воззрение на социальный процесс, как на
естественно-исторический процесс, — воззрение, без которого, конечно, и не
могло бы быть общественной науки. Г-н Струве очень справедливо указывает, что
"игнорирование личности в социологии или, вернее, ее устранение из социологии
есть в сущности частный случай стремления к научному познанию" (33), что
"индивидуальности" существуют не только в духовном, но и в физическом мире.
Все дело в том, что подведение "индивидуальностей" под известные общие законы
давным-давно завершено для мира физического, а для области социальной оно твердо установлено лишь теорией Маркса.
Предыдущая страница ... 429
Следующая страница ... 431
|