ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА стр. 429
|
до
которому бы в каждой из этих областей можно было различать те или иные "группы". Теория же классовой борьбы потому именно и
составляет громадное приобретение общественной науки, что установляет
приемы этого сведения индивидуального к социальному
с полнейшей точностью и определенностью. Во-первых, эта теория выработала
понятие общественно-экономической формации. Взявши за исходный пункт основной
для всякого человеческого общежития факт — способ добывания средств к жизни, она поставила в связь с ним те отношения
между людьми, которые складываются под влиянием данных способов
добывания средств к жизни, и в системе этих отношений ("производственных
отношений" по терминологии Маркса) указала ту основу общества, которая
облекается политико-юридическими формами и известными течениями общественной
мысли. Каждая такая система производственных отношений является, по теории
Маркса, особым социальным организмом, имеющим особые законы своего зарождения,
функционирования и перехода в высшую форму, превращения в другой социальный организм. Этой теорией был
применен к социальной науке тот объективный, общенаучный критерий
повторяемости, возможность применения которого к социологии отрицали субъективисты.
Они рассуждали именно так, что вследствие громадной сложности
социальных явлений и разнообразия их нельзя изучать эти явления, не отделив
важные от неважных, и для такого выделения необходима точка зрения "критически
мыслящей" и "нравственно развитой" личности, — и они приходили таким образом благополучно к превращению
общественной науки в ряд назиданий мещанской морали, образцы которой мы
видели у г. Михайловского, философствовавшего о нецелесообразности истории и о
пути, руководимом "светом науки". Вот этим-то рассуждениям и был подрезан
корень теорией Маркса. На место различия важного и неважного было поставлено различие между экономической структурой
общества, как содержанием, и политической и идейной формой: самое
понятие экономической структуры было точно разъяснено опровержением
Предыдущая страница ... 428
Следующая страница ... 430
|
|