| один: действия
этих личностей, — а так как речь идет только об общественных "помыслах и чувствах", то следует добавить еще: общественные
действия личностей, т. о. социальные факты. "Обособляя
социальную группу от личности, — говорит г. Струве, — мы подразумеваем под
первой все те многообразные взаимодействия между личностями, которые возникают на почве социальной жизни и объективируются в
обычаях и праве, в нравах и нравственности, в религиозных
представлениях" (32). Другими словами: социолог-материалист, делающий
предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым
уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти
отношения. Социолог-субъективист, начиная свое рассуждение якобы с "живых личностей", на самом деле начинает с того, что
вкладывает в эти личности такие "помыслы и чувства", которые он считает
рациональными (потому что, изолируя своих "личностей" от конкретной
общественной обстановки, он тем самым отнял у себя возможность изучить действительные
их помыслы и чувства), т. е. "начинает с утопии", как это и пришлось
признать г-ну Михайловскому . А так как, далее, собственные представления
этого социолога о рациональном сами отражают (бессознательно для него самого)
данную социальную среду, то окончательные выводы его из рассуждения, которые
представляются ему "чистейшим" продуктом "современной науки и современных
нравственных идей", на самом деле выражают только точку зрения и интересы... мещанства.
Этот
последний пункт, — т. е., что особая социологическая теория о роли личности или о субъективном методе ставит утопию на место
критического материалистического исследования, — особенно важен, и так
как он опущен г. Струве, то на нем стоит несколько
остановиться.
Возьмем для иллюстрации ходячее народническое
рассуждение о кустаре. Народник описывает жалкое
Сочинения, т. Ill,
с. 155: "Социология должна начать с некоторой
утопии".
Предыдущая страница ... 423
Следующая страница ... 425
|