ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА стр. 423
|
вития, и наша задача исправить эту ошибку народничества, показать,
какая общественная группа
может явиться действительным представителем интересов непосредственных производителей.
Переходим теперь ко второй главе книги г. Струве.
План
изложения у автора следующий: сначала он указывает те общие соображения,
которые заставляют считать материализм единственно правильным методом общественной
науки; затем излагает воззрения Маркса и Энгельса и, наконец, применяет полученные выводы к некоторым явлениям русской
жизни. Вследствие особенной важности
предмета этой главы мы попытаемся подробнее разобрать ее содержание, отмечая все те пункты, которые вызывают возражение.
Автор начинает с совершенно справедливого указания на то, что
теория, сводящая общественный процесс к действиям "живых личностей", которые
"ставят себе цели" и "двигают события", — есть результат недоразумения. Никто,
разумеется, и не думал никогда о том, чтобы приписывать "социальной группе
самостоятельное, независимое от составляющих ее личностей, существование" (31),
но дело в том, что "личность, как конкретная
индивидуальность, есть производная всех раньше живших и современных ей
личностей, т. е. социальной группы" (31). Поясним мысль автора. Историю делает
— рассуждает г. Михайловский — "живая личность со всеми своими помыслами и чувствами". Совершенно верно. Но чем определяются
эти "помыслы и чувства"? Можно ли серьезно защищать то мнение, что они
появляются случайно, а не вытекают необходимо из данной общественной среды,
которая служит материалом, объектом духовной жизни личности и которая
отражается в ее "помыслах и чувствах" с положительной или отрицательной
стороны, в представительстве интересов того или другого общественного класса? И
далее: по каким признакам судить нам о реальных "помыслах и чувствах" реальных
личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь
Предыдущая страница ... 422
Следующая страница ... 424
|
|