ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 422
| выталкивать
производителя на арену общественной жизни.
Г-н Струве говорит по поводу этого рассуждения г-на Южакова: "Таким
образом г. Южаков с полной
ясностью документирует славянофильские корни народничества" (18) и ниже,
подводя итоги своему изложению социологических идей народничества, он добавляет, что вера в "самобытное развитие
России" составляет "историческую связь
между славянофильством и народничеством" и что поэтому спор марксистов с
народниками есть "естественное продолжение разногласия между славянофильством и
западничеством" (29). Это последнее положение, мне кажется, требует
ограничения. Бесспорно, что народники очень и очень повинны в квасном
патриотизме самого низкого разбора (г. Южаков, например). Бесспорно и то, что
игнорирование социологического метода Маркса и его постановки вопросов,
касающихся непосредственных производителей,
равносильно для тех русских людей, кто хочет представлять интересы этих
непосредственных производителей, с полным отчуждением от западной "цивилизации".
Но сущность народничества лежит глубже: не в учении о самобытности и не в славянофильстве, а в представительстве интересов
и идей русского мелкого производителя. Поэтому среди народников и были
писатели (и это были лучшие из народников), которые,
как это признал и г. Струве, не имели ничего общего с славянофильством, которые
даже признавали, что Россия вступила на тот же путь, что и Западная Европа. С
такими категориями, как славянофильство и западничество, в вопросах русского народничества никак не разобраться. Народничество
отразило такой факт русской жизни, который почти еще отсутствовал в ту
эпоху, когда складывалось славянофильство и западничество,
именно: противоположность интересов труда и капитала. Оно отразило этот факт
через призму жизненных условий и интересов мелкого производителя, отразило
поэтому уродливо, трусливо, создав теорию, выдвигающую не противоречия общественных
интересов, а бесплодные упования на иной путь раз-
Предыдущая страница ... 421
Следующая страница ... 423
|
|