| в деревнях — не
политика, не малоземелье, не платежи, не худые "личности", а капитализм, что
все это необходимо и неизбежно при существовании капиталистического
способа производства, при господстве класса буржуазии, — когда в ответ на это
народник начинает кричать, что марксисты хотят обезземелить крестьянство, что
они "предпочитают" пролетария "самостоятельному" крестьянину, что они
проявляют, — как говорят провинциальные барышни и г. Михайловский в ответе г.
Струве, — "презрение и жестокость" к "личности" !
На
этой картинке деревни, которая интересна тем, что приведена противником, мы
можем видеть наглядно вздорность ходячих возражений против марксистов,
выдуман-ность их — в обход фактов, в забвение прежних своих заявлений — все
ради того, чтобы спасти, coûte que coûte , те теории мечтаний и компромиссов, которые, к счастью, не спасет уже теперь никакая сила.
Толкуя о капитализме в России, марксисты перенимают готовые схемы,
повторяют как догмы положения, являющиеся слепком с других совсем условий.
Ничтожное по развитию и значению капиталистическое производство России (на
наших фабриках и заводах занято всего 1400 тыс. человек) они распространяют на
массу крестьянства, которое еще владеет
землей. Таково одно из любимых в либерально-народническом лагере возражений.
И
вот на этой же картинке деревни видим мы, что народник, описывая порядки "общинных"
и "самостоятельных" крестьян, не может обойтись без той же, заимствованной из абстрактных схем и чужих догм, категории
буржуазии, не может не констатировать, что она — деревенский тип, а не
единичный случай, что она связана с крупной буржуазией
в городах крепчайшими нитями, что она связана и с крестьянством, которое
"отдает ей детей в науку", из которого, другими словами, и выходит эта молодая буржуазия.
— во что бы то ни стало. Ред.
Предыдущая страница ... 393
Следующая страница ... 395
|