ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 170
| ... Экспроприация экспроприаторов является, таким образом, как бы
автоматическим продуктом исторической
действительности в ее материальных внешних условиях... Едва ли хоть один
разумный человек убедится в необходимости общинного владения землей и
капиталом на основании веры в гегелевские фокусы, вроде отрицания отрицания. Туманная уродливость представлений Маркса не
может, впрочем, удивить того, кто знаком
с тем, что можно сделать из такого научного материала, как гегелевская диалектика,
или — лучше — какие нелепицы должны получиться из него. Для незнакомых с этими
штуками скажу прямо, что первое отрицание играет у Гегеля роль заимствованного
из катехизиса понятия грехопадения, а второе — роль высшего единства, ведущего к искуплению. На подобных фокусах аналогии,
заимствованных из области религии, — конечно, уж нельзя основать логику
фактов... Г. Маркс успокаивается на своей путаной идее об индивидуальной и в то же время общинной собственности и
предоставляет своим адептам самим разрешить эту глубокомысленную диалектическую
загадку". Так говорит г. Дюринг.
Итак — заключает Энгельс — Маркс не в состоянии доказать необходимость
социальной революции, необходимость введения общинной собственности на землю и
на произведенные трудом средства
производства, не прибегая к гегелевскому отрицанию отрицания; основывая свою
социалистическую теорию на таких, заимствованных у религии, фокусах
аналогии, он приходит к тому выводу, что в будущем обществе будет существовать
собственность в одно и то же время и индивидуальная и общинная, в качестве
гегелевского высшего единства устраненного противоречия .
Что такая формулировка воззрений Дюринга целиком приложима и к г.
Михайловскому, доказательством этому
служит еще следующее место из его статьи: "К. Маркс перед судом г. Ю.
Жуковского". Возражая г. Жуковскому, утверждавшему, что Маркс — защитник
частной собственности, г. Михайловский указывает
на эту схему Маркса и поясняет ее следующим образом: "В свою схему Маркс
ввернул два общеизвестных фокуса гегелевской диалектики: во-первых, схема
построена по закону гегелевской триады;
во-вторых, синтезис основывается на тождестве противоположностей; индивидуальной
и общинной собственности. Значит, тут слово: "индивидуальный" имеет особенный,
чисто условный смысл члена диалектического процесса, и ничего ровно на нем
основывать нельзя". Это говорил человек с
самыми благими намерениями, защищая перед русской публикой "сангвиника" Маркса
от буржуа г. Жуковского. И вот с этими-то благими намерениями он поясняет
Маркса таким образом, что
Предыдущая страница ... 169
Следующая страница ... 171
|
|