ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 169
|
диалектический
характер". "Идеал" Маркса об общинности земли и капитала — "в смысле неизбежности и несомненности держится
исключительно на конце гегелевской трехчленной цепи".
Этот
довод целиком взят у Дюринга, проводившего его в своей "Kritische Geschichte der
Nationalökonomie und des Sozialismus" (3-te Aufl., 1879. S. 486—487) . При этом г. Михайловский ни словом не упоминает о
Дюринге. Может быть, впрочем, он самостоятельно
додумался до этого перевирания Маркса?
Дюрингу прекрасный ответ дал Энгельс, и так как он
цитирует и критику Дюринга, то
мы и ограничимся этим ответом Энгельса . Читатель увидит, что он целиком относится и к г. Михайловскому.
""Этот исторический очерк (генезис так называемого первоначального
накопления капитала в Англии), — говорит Дюринг, — представляет из себя еще
сравнительно лучшее место в книге Маркса и
был бы еще лучше, если бы не опирался, помимо научных, еще и на
диалектические костыли. Гегелевское отрицание отрицания играет здесь — за
неимением лучших и более ясных доводов — роль повивальной бабки, благодаря услугам которой будущее высвобождается из недр
прошедшего. Уничтожение индивидуальной собственности, совершившееся
указанным образом с 16 века, представляет из себя первое отрицание. За ним
последует другое, которое характеризуется как отрицание отрицания и вместе с
тем как восстановление "индивидуальной собственности", но в высшей форме, основанной на общем владении
землей и орудиями труда. Если эта новая "индивидуальная собственность" в
то же время называется г-ном Марксом и "общинной
собственностью", то в этом именно и сказывается гегелевское высшее единство,
в котором противоречие устраняется (aufgehoben —
специально гегелевский термин), т. е., по гегелевской игре слов, столько же
превосходится, сколько и сохраняется.
—
"Критическая история национальной экономии и социализма" (3-е изд., 1879. Стр.
486—487). Ред.
Предыдущая страница ... 168
Следующая страница ... 170
|
|