ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 168
| которой
так рыцарски воюет г. Михайловский? И Маркс вслед за этим описанием прямо
говорит, что его метод — "прямо противоположен" методу Гегеля. По Гегелю, развитие
идеи, по диалектическим законам триады, определяет собой развитие действительности.
Только в этом случае, разумеется, и можно толковать о значении триад, о
непререкаемости диалектического процесса. По-моему — наоборот — говорит Маркс:
"идеальное есть только отражение материального". И все дело сводится таким
образом к "позитивному пониманию настоящего
и его необходимого развития": для триад не остается и другого места, как
роль крышки и шелухи ("я кокетничал гегелевским языком", — говорит Маркс в
этом же послесловии), которой способны интересоваться одни филистеры. Как же,
спрашивается теперь, должны мы судить о человеке, который пожелал критиковать один из "устоев" научного
материализма, т. е. диалектику, и стал говорить обо всем, что вам угодно, даже
о лягушках и Наполеоне, но только не о том, в чем состоит эта диалектика, не о
том, действительно ли развитие общества есть естественно-исторический
процесс? правильно ли материалистическое понятие об общественно-экономических формациях, как особых
социальных организмах? верны ли приемы объективного анализа этих формаций?
действительно ли общественные идеи не определяют собой общественного
развития, а сами определяются им? и т. д. Можно ли допустить в этом случае одно
только непонимание?
Ad
2) . После такой "критики"
диалектики г. Михайловский подсовывает Марксу эти приемы доказывания
"посредством" гегелевской триады и, конечно, победоносно воюет против них.
"Относительно будущего, — говорит он, — имманентные законы общества поставлены
исключительно диалектически". (В этом и состоит упомянутое выше исключение.)
Рассуждение Маркса о неизбежности экспроприации экспроприаторов в силу законов
развития капитализма носит "исключительно
— Ко 2-му пункту. Ред.
Предыдущая страница ... 167
Следующая страница ... 169
|
|