|
может опираться на какую-либо форму или какой-либо результат сознания.
Другими словами, исходным пунктом для нее может служить никак не идея, но
только внешнее, объективное
явление. Критика должна состоять в том, чтобы сравнить и сопоставить данный факт не с идеей, а с другим фактом; для
нее важно только, чтобы оба факта были по возможности точно исследованы
и чтобы они представляли из себя, один по отношению к другому, различные
моменты развития, причем особенно необходимо, чтобы с такой же точностью был
исследован весь ряд известных состояний, последовательность их и связь между различными ступенями развития. Маркс отрицает
именно ту идею, что законы экономической жизни одинаковы и для
прошедшего и для настоящего. Напротив,
каждый исторический период имеет свои собственные законы. Экономическая
жизнь представляет из себя явление, аналогичное с историей развития в других областях биологии. Прежние экономисты не
понимали природы экономических законов, когда сравнивали их с законами
физики и химии. Более глубокий анализ показывает, что социальные организмы так
же глубоко разнятся друг от друга, как и организмы животных и растений. Ставя
своей задачей с этой точки зрения исследовать капиталистическую экономическую
организацию, Маркс этим самым строго научно формулирует ту цель, которую должно
преследовать всякое точное исследование экономической жизни. Научное значение
такого исследования состоит в выяснении тех особых (исторических) законов,
которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим,
высшим организмом.
Вот
— описание диалектического метода, которое Маркс выудил из бездны журнальных и газетных заметок о "Капитале" и перевел
на немецкий язык потому, что эта характеристика метода, как он сам
говорит, совершенно точна. Спрашивается, упоминается ли тут хоть бы словом о триадах, трихотомиях, непререкаемости
диалектического процесса и т. п. чепухе, против
Предыдущая страница ... 166
Следующая страница ... 168
|