ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 137
|
нее время. Материализм устранил это противоречие, продолжив анализ
глубже, на происхождение
самих этих общественных идей человека; и его вывод о зависимости хода идей от хода вещей единственно совместим с
научной психологией. Далее, еще и с другой стороны, эта гипотеза
впервые возвела социологию на степень науки. До сих пор социологи затруднялись отличить в сложной сети общественных явлений
важные и неважные явления (это — корень субъективизма в социологии) и
не умели найти объективного критерия для такого разграничения. Материализм дал
вполне объективный критерий, выделив производственные отношения, как
структуру общества, и дав возможность применить к этим отношениям тот
общенаучный критерий повторяемости, применимость которого к социологии отрицали
субъективисты. Пока они ограничивались
идеологическими общественными отношениями (т. е. такими, которые, прежде чем
им сложиться, проходят через сознание людей), они не могли заметить повторяемости и правильности в общественных явлениях
разных стран, и их наука в лучшем случае была лишь описанием этих
явлений, подбором сырого материала. Анализ материальных общественных отношений (т. е. таких, которые складываются, не
проходя через сознание людей: обмениваясь продуктами, люди вступают в
производственные отношения, даже и не сознавая, что тут имеется общественное
производственное отношение) — анализ материальных общественных отношений сразу
дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки
разных стран в одно основное понятие общественной формации. Только
такое обобщение и дало возможность перейти от описания (и оценки с точки зрения
идеала) общественных явлений к строго научному
анализу их, выделяющему, скажем для примера, то, что отличает одну капиталистическую
страну от другой, и исследующему то, что обще всем им.
То есть, разумеется, речь все время
идет о сознании общественных отношений и никаких иных.
Предыдущая страница ... 136
Следующая страница ... 138
|
|