| философских,
словом — идеологических формах, в которых мысль о столкновении проникает в
человеческое сознание и в которых скрытым образом из-за него происходит
борьба. Об отдельном человеке мы не судим по тому, что он сам о себе думает; но
нельзя также судить и об эпохе переворотов
по ее собственному самосознанию. Напротив,
это самосознание должно быть объяснено из противоречий материальной жизни, из
столкновения между условиями производства и условиями производительности...
Рассматриваемые в общих чертах азиатские, античные, феодальные и новейшие, буржуазные,
производственные порядки могут быть рассматриваемы как прогрессивные эпохи в
истории экономических формаций общества" .
Уже сама по себе эта идея материализма в социологии была
гениальная идея. Разумеется,
пока это была еще только гипотеза, но такая гипотеза, которая впервые
создавала возможность строго научного
отношения к историческим и общественным вопросам. До сих пор, не умея спуститься до простейших и таких первоначальных
отношений, как производственные, социологи брались прямо за
исследование и изучение политико-юридических
форм, натыкались на факт возникновения этих форм из тех или иных идей
человечества в данное время — и останавливались на этом; выходило так, что
будто общественные отношения строятся людьми сознательно. Но этот вывод, нашедший
себе полное выражение в идее о Contrat Social33 (следы которой очень заметны во
всех системах утопического социализма), совершенно противоречил всем историческим
наблюдениям. Никогда этого не было, да и теперь этого нет, чтобы члены общества
представляли себе совокупность тех общественных отношений, при которых они
живут, как нечто определенное, целостное, проникнутое таким-то началом;
напротив, масса прилаживается бессознательно к этим отношениям и до такой
степени не имеет представления о них, как об особых исторических общественных
отношениях, что, например, объяснение отношений обмена, при которых люди жили
многие столетия, было дано лишь в самое послед-
Предыдущая страница ... 135
Следующая страница ... 137
|