|
Базельский
манифест в 1912 году, такую оценку подтвердили факты. Кто сходит с этой точки
зрения на войну, тот не социалист.
Если немец при Вильгельме или француз при Клемансо
говорят: я вправе и обязан, как социалист, защищать родину, если неприятель вторгся
в мою страну, то это рассуждение не социалиста, не интернационалиста, не
революционного пролетария, а мещанина-националиста. Ибо в этом рассуждении исчезает классовая революционная борьба
рабочего против капитала, исчезает оценка всей войны в целом, с точки
зрения мировой буржуазии и мирового пролетариата, т. е. исчезает
интернационализм, остается убогий, заскорузлый национализм. Мою страну обижают,
мне до большего нет дела, — вот к чему
сводится такое рассуждение, вот в чем его мещански-националистская узость. Это все равно, как если бы по отношению к
индивидуальному насилию, над одним лицом, кто-либо рассуждал: социализм против
насилия, поэтому я лучше пойду на предательство, чем сидеть в тюрьме.
Француз, немец или итальянец, который говорит: социализм
против насилия над нациями, поэтому
я защищаюсь, когда враг вторгся в мою страну, предает социализм и интернационализм. Ибо такой человек видит
только свою "страну", выше всего ставит "свою"... буржуазию, не
думая об интернациональных связях, делающих войну империалистскою, делающих его буржуазию звеном
в цепи империалистского грабежа.
Все мещане и все тупые и темные мужички
рассуждают именно так, как рассуждают ренегаты каутскианцы, лонгетисты, Турати
и К0, именно: в моей стране враг, а больше мне ни до чего нет дела .
Социал-шовинисты (Шейдеманы, Ренодели, Гендерсоны, Гомперсы и К0)
Отказываются от всяких речей об "Интернационале" во время войны. Они считают
"изменниками"... социализму врагов "своей" буржуазии. Они за завоевательную
политику своей буржуазии. Социал-пацифисты (т. е. социалисты на словах, мещанские пацифисты на деле) выражают
всякие "интернационалистские" чувства, восстают против аннексий и проч.,
но на деле продолжают поддерживать свою империалистскую
буржуазию. Разница между двумя типами
несерьезная, вроде как разница между капиталистом со злыми и капиталистом с
сладкими речами на устах.
Предыдущая страница ... 296
Следующая страница ... 298
|