| тактику
меньшевиков в русской революции? Меньшевики, поддерживая Керенского, вступая в его министерство, были
правительственными социалистами точно так же. От этого вывода никак не
увернется Каутский, если только попробует поставить вопрос о господствующем классе, ведущем империалистскую войну. Но Каутский
избегает поставить вопрос о господствующем классе, вопрос, обязательный для
марксиста, ибо одна постановка такого вопроса разоблачила бы ренегата.
Каутскианцы в Германии, лонгетисты во
Франции, Турати и К в Италии рассуждают так: социализм предполагает равенство и свободу наций, их
самоопределение; поэтому, когда на нашу страну нападают или когда
неприятельские войска вторгнулись в нашу землю, социалисты вправе и обязаны
защищать родину. Но это рассуждение есть, теоретически, либо сплошная издевка над социализмом, либо мошенническая
увертка, а практически-политически
это рассуждение совпадает с рассуждением совсем темного мужичка, который
не умеет даже и подумать о социальном, классовом характере войны и о задачах революционной партии во время
реакционной войны.
Социализм против насилия над нациями. Это
бесспорно. Но социализм вообще против насилия над людьми. Однако, кроме христианских анархистов и
толстовцев, никто еще не выводил отсюда, что социализм против революционного
насилия. Значит, говорить о "насилии" вообще, без разбора условий,
отличающих реакционное от революционного
насилия, значит быть мещанином, отрекающимся от революции, или это значит
просто обманывать себя и других софистикой.
То же самое относится и к насилию над нациями. Всякая
война состоит в насилии над нациями, но это не мешает социалистам быть за революционную
войну. Классовый характер
войны — вот основной вопрос, стоящий перед социалистом (если он не ренегат).
Империалистская война 1914—1918 годов есть война между двумя группами империалистской
буржуазии за дележ мира, за дележ добычи, за ограбление и удушение мелких и
слабых наций. Такую оценку войны дал
Предыдущая страница ... 295
Следующая страница ... 297
|