|
потизма тем, что оно
мыслится не как постоянное государственное учреждение, а как преходящая мера крайности.
Выражение "диктатура пролетариата", следовательно, не диктатура одного
лица, а одного класса, уже исключает, что
Маркс имел в виду при этом диктатуру в буквальном смысле слова.
Он
говорил здесь не о форме правления, а о состоянии, которое по
необходимости должно наступить повсюду там,
где пролетариат завоевал политическую власть. Что Маркс здесь не имел в виду
формы правления, это доказывается уже тем,
что он держался взгляда, что в Англии и в Америке переход может совершиться
мирно, следовательно, путем демократическим" (стр. 20).
Мы нарочно привели полностью все это рассуждение, чтобы читатель
мог ясно видеть, какими приемами оперирует
"теоретик" Каутский.
Каутский
пожелал подойти к вопросу таким образом, чтобы начать с определения "слова" диктатура.
Прекрасно. Подойти любым образом к вопросу — священное право
всякого. Надо только отличать серьезный и честный подход к вопросу от
нечестного. Кто хотел бы серьезно отнестись к делу при данном способе подхода к
вопросу, тот должен бы дать свое определение "слова". Тогда вопрос был
бы поставлен ясно и прямо. Каутский этого не делает. "Буквально, — пишет он, —
слово диктатура означает уничтожение демократии".
Во-первых, это не определение. Если Каутскому угодно уклоняться от
дачи определения понятию диктатура, к чему было выбирать данный подход к
вопросу?
Во-вторых, это явно неверно. Либералу естественно говорить о
"демократии" вообще. Марксист никогда не забудет поставить вопрос: "для какого
класса?". Всякий знает, например, — и "историк" Каутский знает это тоже, — что
восстания или даже сильные брожения рабов в древности сразу обнаруживали
сущность античного государства, как диктатуры
рабовладельцев. Уничтожала ли эта диктатура демократию среди рабовладельцев, для них? Всем известно, что нет.
"Марксист"
Каутский сказал чудовищный вздор и неправду, ибо "забыл" о классовой борьбе...
Чтобы из либерального и лживого утверждения, данного
Каутским, сделать марксистское и истинное,
Предыдущая страница ... 242
Следующая страница ... 244
|