|
нию к
распределению продуктов потребления предполагает, конечно, неизбежно и буржуазное государство, ибо право есть ничто без аппарата, способного принуждать
к соблюдению норм права.
Выходит,
что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное
право, но даже и буржуазное государство — без буржуазии!
Это может показаться парадоксом или просто диалектической игрой
ума, в которой часто обвиняют марксизм
люди, не потрудившиеся ни капельки над тем, чтобы изучить его чрезвычайно
глубокое содержание.
На самом же деле остатки старого в новом
показывает нам жизнь на каждом шагу, и в природе и в обществе. И Маркс не
произвольно всунул кусочек "буржуазного" права в коммунизм, а взял то, что экономически и политически
неизбежно в обществе, выходящем из недр
капитализма.
Демократия имеет громадное значение в борьбе
рабочего класса против капиталистов за свое освобождение. Но демократия вовсе не есть предел, его
же не прейдеши, а лишь один из этапов по дороге от феодализма к капитализму и
от капитализма к коммунизму.
Демократия означает равенство. Понятно,
какое великое значение имеет борьба пролетариата за равенство и лозунг равенства, если правильно понимать
его в смысле уничтожения классов. Но демократия означает только формальное
равенство. И тотчас вслед за
осуществлением равенства всех членов общества по отношению к владению
средствами производства, т. е. равенства труда, равенства заработной платы,
пред человечеством неминуемо встанет вопрос о том, чтобы идти дальше, от
формального равенства к фактическому, т. е. к осуществлению правила:
"каждый по способностям, каждому но
потребностям". Какими этапами, путем каких практических мероприятий пойдет
человечество к этой высшей цели, мы не знаем и знать не можем. Но важно выяснить себе, как бесконечно лживо обычное
буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее,
раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее,
Предыдущая страница ... 98
Следующая страница ... 100
|