| брать и засевать ее для борьбы с бесхлебьем, чтобы избавить страну
от того краха, который надвигается на нее
с колоссальной быстротой. Нельзя сейчас принимать рецепты Шингарева и кадетов, которые предлагают подождать
до Учредительного собрания, срок которого не известен, или условливаться
с помещиками об аренде. Крестьяне уже захватывают землю безвозмездно или платят
четверть аренды.
Товарищ привез резолюцию с места, из
Пензенской губ., в которой говорится, что крестьяне берут помещичий инвентарь, но не делят по дворам, а
обращают его в общественную собственность. Они устанавливают известную
очередь, правило, чтобы этим инвентарем обрабатывать все земли. Прибегая к этим
мерам, они руководствуются интересами
повышения сельскохозяйственного производства. Этот факт имеет гигантское принципиальное значение, вопреки помещикам и
капиталистам, кричащим, что это анархия.
Вот если вы будете болтать и кричать, что это анархия, а крестьяне будут ждать,
то тогда и будет настоящая анархия. Крестьяне показывают, что они хозяйственные условия и общественный контроль понимают
лучше, чем чиновники, и во сто раз лучше его применяют. Такая мера,
которая, конечно, для маленькой деревни легко осуществима, неизбежно толкает к
переходу к более широким мерам. Если крестьянин этому научится, а он начал этому учиться, тут не надо уменья буржуазных
профессоров, они сами придут к
выводу о необходимости, чтобы инвентарь был использован не только для
мелких хозяйств, но для обработки всей земли. Как они это делают, это не важно: соединяют ли они участки для общей
распашки и обсеменения, этого мы не знаем, и не важно, если они делают
это по-разному. Важно только то, что они не имеют, к счастью, перед собой того
большого количества мелкобуржуазных интеллигентов, которые называют себя марксистами, социал-демократами и с важным видом
учат народ, что для социалистической революции время еще не пришло и поэтому
брать сейчас крестьянам землю нельзя. К счастью, в русских деревнях
таких господ мало. Если
СЕДЬМАЯ (АПРЕЛЬСКАЯ) ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП(б)
421
бы крестьяне ограничивались тем, что брали бы землю по
соглашению с помещиками, но не применяли бы своего опыта коллективно, тогда
крах был бы неминуем, и тогда крестьянские
комитеты оказались бы игрушкой, игрой вничью. Вот почему мы предлагаем
к проекту резолюции добавить пункт 8-ой .
Раз мы знаем, что сами местные крестьяне этот
почин сделали, наша обязанность, наш долг сказать, что этот почин мы
поддерживаем и рекомендуем. Только в этом залог того, что революция не ограничится мерами формального
характера, борьба с кризисом не останется
предметом обсуждения канцелярий и писулек Шингарева, но что на самом
деле они организованным путем пойдут вперед в борьбе с бесхлебьем и за повышение производства.
Впервые напечатано
в 1921 г. в Собрании сочинений
Н. Ленина (В. Ульянова),
том XIV, ч. II
Печатается по машинописному экземпляру протокольной
записи
ГАЗЕТНЫЙ ОТЧЕТ
Тов. Ленин указал, как на
главную причину сохранения в деревне крепостнически-кабальных отношений, на помещичье
землевладение, невероятную чересполосицу, порожденную беспорядочным
хозяйничаньем — сначала бурмистров, потом мировых посредников 1861 г. и,
наконец, столыпинских чиновников — на крестьянской земле.
Отсюда — естественное стремление крестьян
"разгородить землю", пустить всю землю
под новую разверстку, это стремление и выражается в словах о том, что
"вся земля божья". Крестьянин-собственник не может примириться с теми
препятствиями, которые при новых условиях
капиталистического товарообмена стали для него невыносимыми. Это
доказано проектом 104-х крестьянских депутатов в I и II Думах.
См. настоящий том, стр. 428. Ред.
Предыдущая страница ... 419
Следующая страница ... 422
|