| рас,
состоявшейся 28—30 июня 1910 года из представителей различных, находящихся под чужестранным господством, народов Азии,
Африки, Европы пишет, оценивая речи на этой конференции: "С империализмом,
говорят нам, надо бороться; господствующие государства должны признать право
подчиненных народов на самостоятельность; международный трибунал должен
наблюдать за исполнением договоров, заключенных между великими державами и слабыми народами. Дальше этих невинных
пожеланий конференция не идет. Мы не видим ни следа понимания той
истины, что империализм неразрывно связан с капитализмом в его теперешней форме
и что поэтому (!!) прямая борьба с
империализмом безнадежна, разве если ограничиваться выступлением против отдельных,
особенно отвратительных, эксцессов" . Так как реформистское исправление основ
империализма есть обман, "невинное пожелание", так как буржуазные представители угнетенных наций не идут "дальше" вперед, поэтому
буржуазный представитель угнетающей
нации идет "дальше" назад, к раболепству перед империализмом, прикрытому
претензией на "научность". Тоже "логика"!
Вопросы о том, возможно ли реформистское
изменение основ империализма, вперед ли идти, к дальнейшему обострению и углублению
противоречий, порождаемых им, или назад, к притуплению их, являются коренными
вопросами критики империализма. Так как политическими особенностями империализма являются реакция
по всей линии и усиление национального
гнета в связи с гнетом финансовой олигархии и устранением свободной
конкуренции, то мелкобуржуазно-демократическая оппозиция империализму
выступает едва ли не во всех империалистских странах начала XX века. И разрыв с марксизмом со стороны
Каутского и широкого интернационального течения каутскианства состоит именно в
том, что Каутский не только не позаботился, не сумел противопоставить себя
этой мелкобуржуазной, реформистской, экономически в основе
* Weltwirtschaftliches
Archiv, Bd. II, стр. 193 (Архив
мирового хозяйства, т. П. Ред.).
Предыдущая страница ... 407
Следующая страница ... 409
|