| "предпочитаемую" финансовым капиталом, что империализм нельзя
"отождествлять" с
"современным капитализмом", что если понимать под империализмом "все явления
современного капитализма", — картели, протекционизм, господство финансистов, колониальную
политику — то тогда вопрос о необходимости империализма для капитализма сведется к "самой плоской тавтологии", ибо
тогда, "естественно, империализм есть жизненная необходимость для
капитализма" и т. д. Мысль Каутского мы выразим всего точнее, если приведем
данное им определение империализма, направленное прямо против существа излагаемых нами идей (ибо возражения из лагеря
немецких марксистов, проводивших подобные идеи в течение целого ряда лет,
давно известны Каутскому, как возражения определенного течения в марксизме).
Определение
Каутского гласит:
"Империализм
есть продукт высокоразвитого промышленного капитализма. Он состоит в стремлении каждой промышленной
капиталистической нации присоединять к
себе или подчинять
все большие аграрные (курсив Каутского) области, без отношения
* к тому,
какими нациями они населены" .
Это определение ровнехонько никуда не годится, ибо оно
односторонне, т. е. произвольно, выделяет один только национальный вопрос
(хотя и в высшей степени важный как сам по себе, так и в его отношении к
империализму), произвольно и неверно связывая его только с промышленным
капиталом в аннектирующие другие нации странах, столь же произвольно и неверно
выдвигая аннексию аграрных областей.
Империализм есть стремление к аннексиям — вот к чему сводится политическая
часть определения Каутского. Она верна, но крайне неполна, ибо политически
империализм есть вообще стремление к насилию я к реакции. Нас занимает здесь,
однако, экономическая сторона дела, которую внес в свое определение
сам
* "Die Neue Zeit", 1914, 2 (32 т.), стр. 909, от 11 сентября 1914 г. Ср. 1915, 2, стр.
107, слл.
Предыдущая страница ... 387
Следующая страница ... 389
|