| освободить его сверху, если бы только он захотел понять, что такая
серая необразованная масса не может сама себя освободить и ничего не может достигнуть без
милости этих умных адвокатов,
литераторов и сентиментальных баб..." (там же, стр. 401)69.
В теории Каутский смотрит на фабианцев с
презрением, как фарисей на бедного мытаря. Потому что он ведь клянется
"марксизмом". Но какая разница между ними на практике? Оба подписали Базельский манифест, и оба
поступили с ним, как Вильгельм II с бельгийским
нейтралитетом. А Маркс всю свою жизнь бичевал тех людей, которые стараются погасить революционный дух рабочих.
Каутский
противопоставил революционным марксистам новую теорию "ультраимпериализма". Он
понимает под этим вытеснение "борьбы национальных финансовых капиталов между собой" и ее замену "совместной
эксплуатацией мира международным финансовым капиталом" ("Ν. Ζ.", 30 апреля 1915 г.). Но добавляет: "у нас
еще нет достаточных предпосылок для того,
чтобы решить, осуществима ли эта новая фаза капитализма". Итак, на
основании одних только предположений о "новой фазе", не решаясь прямо заявить,
что она "осуществима", изобретатель этой "фазы" отвергает свои собственные
революционные заявления, отвергает революционные задачи и революционную
тактику пролетариата теперь, в "фазе" уже начавшегося кризиса,
войны, неслыханного обострения классовых противоречий! Разве это не гнуснейшее
фабианство?
Лидер русских каутскианцев, Аксельрод, видит
"центр тяжести проблемы интернационализации пролетарского освободительного движения в
интернационализации повседневной
практики": например, "законодательство об охране труда и страховое законодательство
должно стать объектом интернациональных действий и организации рабочих"
(Аксельрод. "Кризис социал-демократии", Цюрих, 1915 г., стр. 39—40). Совершенно
ясно, что не только Легин, Давид, Веббы, но даже сам Ллойд Джордж, Нау-ман, Бриан и Милюков вполне
Предыдущая страница ... 123
Следующая страница ... 125
|