| Π
Но, как ни понятно, "по человечеству", пренебрежение марксизмом у
Голэя, как ни много вины снимается здесь с него и падает на умирающее и умершее
направление французских марксистов (гедистов), а все же вина есть.
Величайшее в мире освободительное движение угнетенного класса, самого
революционного в истории класса, невозможно
без революционной теории. Ее нельзя выдумать, она вырастает из совокупности
революционного опыта и революционной мысли всех стран света. И такая теория выросла
со 2-ой половины XIX века. Она называется марксизмом. Нельзя
быть социалистом, нельзя быть революционным социал-демократом, не участвуя по
мере сил в разработке и применении этой
теории, а в наши дни в беспощадной борьбе против уродования ее Плехановым,
Каутским и К°.
Из
невнимания к теории проистекает у Голэя ряд неверных или непродуманных выпадов, например, против централизма или
дисциплины вообще, против "исторического материализма", который будто бы
недостаточно "идеалистичен" и т. п. Отсюда же поразительная
недоговоренность в вопросе о лозунгах. Например, требование, чтобы социализм
стал "повстанческим", полно глубочайшего содержания и представляет из себя единственно правильную мысль, вне которой все
фразы об интернационализме и революционности, о марксизме — сплошное
недомыслие, а еще чаще лицемерие. Но эту идею,
идею гражданской войны, надо было бы развить, сделать из нее центральный пункт тактики, а Голэй ограничился тем, что высказал
ее. Это очень много "по нынешним временам", но это недостаточно с
точки зрения запросов революционной борьбы пролетариата. Например, Голэй узко
ставит вопрос об "ответе" на войну революцией, если можно так выразиться. Он не
учитывает, что, если на войну не сумели ответить революцией, то сама
война стала учить и учит массы революции, создавая революционную ситуацию, углубляя и расширяя ее.
Второй
недостаток у Голэя иллюстрируется всего нагляднее следующим рассуждением в его брошюре:
Предыдущая страница ... 10
Следующая страница ... 12
|