|
фактов, значение того примиренчества с социал-шовинизмом, которое
выражается, например, в восхвалении лозунга мира и т. п.
Самое
законченное выражение оппортунизма и либеральной рабочей политики мы имеем,
несомненно, в "Фабианском Обществе". Пусть читатель заглянет в переписку Маркса и Энгельса с Зорге (есть русский перевод в
двух изданиях)212. Он найдет там блестящую характеристику
этого общества Энгельсом, который третирует гг. Сиднея Вебба и К0, как шайку буржуазных проходимцев, желающих
развратить рабочих, желающих влиять на них в контрреволюционном смысле. Можно
ручаться, что ни один сколько-нибудь ответственный и влиятельный вожак
Второго Интернационала не пытался никогда не только опровергнуть этой оценки
Энгельса, но даже усомниться в ее правильности.
Сравните
же теперь факты, оставляя на минуту в стороне теории. Вы увидите,
что поведение во время войны фабианцев (см., например, их еженедельник "The new Statesman" ) и немецкой с.-д. партии, включая
Каутского, совершенно одинаково. Та же, и прямая и косвенная, защита социал-шовинизма;
то же соединение такой защиты с
готовностью говорить какие угодно добренькие, гуманные и почти-левые фразы о мире, разоружении и т. п. и т. д.
Факт налицо, и вывод из него, как он ни
неприятен для разных лиц, неизбежно и неоспоримо следующий: на деле руководители
современной немецкой с.-д. партии, включая Каутского, совершенно такие же агенты
буржуазии, какими назвал Энгельс давно уже фабианцев. Непризнание марксизма
фабианцами и "признание" его Каутским и К ровно ничего не меняет в сути дела, в
фактической политике, доказывая лишь превращение марксизма в струвизм у
некоторых писателей, политиков и пр. Их лицемерие не есть их личный порок, они могут быть в
отдельных случаях доброде-тельнейшими отцами семейства, — их лицемерие есть
результат объективной фальши в их социальном положении, когда они якобы
представляют революционный
Предыдущая страница ... 265
Следующая страница ... 268
|