|
оппортунистов и буржуа? Приобрели ли серьезное политическое значение
поступки этих
вождей вследствие их особой влиятельности или вследствие того, что они присоединились
к чужому, действительно "влиятельному" и поддержанному военной организацией
течению, именно буржуазному? У Каутского нет даже приступа к исследованию вопроса; он заботится только о том, чтобы
пустить пыль в глаза массам, оглушить их звоном авторитетных имен, помешать им
ясно поставить спорный вопрос и всесторонне
разобрать его*.
"... 4-миллионная масса по
приказу горстки парламентариев повернула направо кругом..." Тут что ни слово, то неправда. В партийной
организации у немцев было не 4, а 1 миллион, причем единую волю этой
организации масс (как и всякой организации) выражал только ее единый политический центр, "горстка", которая
предала социализм. Эту горстку спрашивали, призывали голосовать, она
могла голосовать, могла писать статьи и т. д. Массы же не были опрошены. Им не
только не позволяли голосовать, их разъединяли
и гнали "по приказу" вовсе не горстки парламентариев, а по приказу военных
властей. Военная организация была налицо, в ней измены вождей не было,
она призывала "массу" поодиночке, ставя ультиматум: иди в войско (по
совету твоих вождей) или расстрел. Масса не могла поступить организованно, ибо
организация ее, созданная заранее,
организация, воплощенная в "горстке" Легинов, Каутских, Шейдема-нов, предала массу, а для создания новой организации
нужно время, нужна решимость выбросить вон старую, гнилую, отжившую
организацию.
* Ссылка Каутского на Вальяна и Геда, Гайндмана и Плеханова характерна
еще в одном отношении. Откровенные империалисты, вроде Ленча и Гениша (не
говоря уже об оппортунистах), ссылаются именно на Гайндмана и Плеханова в
оправдание своей политики. И они вправе ссылаться на них, они
говорят правду в том отношении, что это действительно одна и та же
политика. Каутский же с пренебрежением говорит
о Ленче и Генише, этих радикалах, повернувших к империализму, Каутский
благодарит бога, что он не похож на этих мытарей, что он не согласен с
ними, что он остался революционером — не шутите! А на деле позиция
Каутского такая же. Лицемерный шовинист Каутский, с слащавыми фразами, гораздо
омерзительнее простоватых шовинистов Давида и Гейне, Ленча и Гениша.
Предыдущая страница ... 244
Следующая страница ... 246
|