| в эпоху буржуазно-демократической революции, анализ, являющийся, между
прочим, образчиком
материализма, рассматривающего общество в движении и притом не только с той
стороны движения, которая обращена назад: "... без веры в себя, без веры
в народ; ворча перед верхами, дрожа перед низами;... напуганная мировой бурей;
нигде с энергией, везде с плагиатом;... без инициативы;... окаянный старик,
осужденный на то, чтобы в своих старческих интересах руководить первыми
порывами молодости молодого и здорового народа..." ("Новая Рейнская Газета"
1848 г., см. "Литературное Наследство", т. III, 212 стр.)95. Около 20 лет спустя в письме к Энгельсу
(III, 224) Маркс объявлял причиной неуспеха
революции 1848 г. то, что буржуазия предпочла мир с рабством одной уже перспективе борьбы за свободу. Когда кончилась эпоха
революций 1848—1849 гг., Маркс восстал против всякой игры в революцию
(Шаппер — Виллих и борьба с ними), требуя уменья работать в эпоху новой полосы,
готовящей якобы "мирно" новые революции. В каком духе требовал Маркс ведения
этой работы, видно из следующей его оценки положения в Германии в наиболее
глухое реакционное время в 1856 году: "Все дело в Германии будет зависеть от
возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием
крестьянской войны" ("Переписка с Энгельсом", II, 108) . Пока демократическая (буржуазная) революция в Германии
была не закончена, все внимание в тактике социалистического пролетариата Маркс
устремлял на развитие демократической энергии крестьянства. Лассаля он считал
совершающим "объективно измену рабочему движению на пользу Пруссии" (III, 210), между прочим, именно потому, что Лассаль мирволил помещикам и прусскому
национализму. "Подло, — писал Энгельс в 1865 г., обмениваясь мыслями с
Марксом по поводу предстоящего общего выступления их в печати, — в
земледельческой стране нападать от имени
промышленных рабочих только на буржуа, забывая о патриархальной "палочной эксплуатации"
сельских рабочих феодальным дворянством"
Предыдущая страница ... 79
Следующая страница ... 81
|