|
всех
цивилизованных стран мира, заставляет нас предпослать изложению главного содержания марксизма, именно: экономического учения
Маркса, краткий очерк его миросозерцания
вообще.
ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был
материалистом, в частности сторонником Л.
Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые стороны исключительно в
недостаточной последовательности и всесторонности его материализма.
Всемирно-историческое, "составляющее эпоху" значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом
Гегеля и в провозглашении материализма, который еще "в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не
только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против
религии и теологии, но и... против всякой
метафизики" (в смысле "пьяной спекуляции" в отличие от "трезвой
философии") ("Святое семейство" в "Литературном Наследстве") . "Для Гегеля, —
писал Маркс, — процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в
самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного...
У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное
в человеческую голову и преобразованное в ней" ("Капитал", I, послесловие к 2 изд.53).
В полном соответствии с этой материалистической философией Маркса и излагая
ее, Фр. Энгельс писал в "Анти-Дюринге" (см.): — Маркс ознакомился с этим
сочинением в рукописи — "... Единство мира состоит не в его бытии, а в его
материальности, которая доказывается...
долгим и трудным развитием философии и естествознания... Движение есть форма бытия материи. Нигде и
никогда не бывало и не может быть
материи без движения, движения без материи... Если поставить вопрос,., что
такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они —
продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся
Предыдущая страница ... 50
Следующая страница ... 52
|