|
Напомним
еще такой факт: в "Современном Мире", кажется, 1910 или 1911 года, была
помещена рецензия Г. А. Алексинского о сочинении А. А. Богданова, причем последний
трактовался автором, как "господин", не имеющий ничего общего с марксизмом.
В чем
же дело?
Дело
в том, что впередовцы действительно были склеены из разнородных антимарксистских
элементов. Этих элементов, в смысле идейных течений, было два: "махизм" и "отзовизм", что видно, между прочим, уже из
приведенных цитат.
"Махизм" есть та философия Маха и
Авенариуса, с исправлениями Богданова, которую защищали этот последний,
Луначарский, Вольский и которая прячется в платформе "Вперед" под
псевдонимом "пролетарской философии". На деле философия эта есть разновидность философского идеализма, т.
е. утонченной защиты религии, и Луначарский не случайно скатился от этой
философии к проповеди соединения научного социализма
с религией. А. Богданов и сейчас защищает в ряде "новых" книг эту глубоко антимарксистскую
и глубоко реакционную философию, против которой решительно боролись и меньшевик Г. В. Плеханов и большевик
В. Ильин.
Мы спрашиваем всех и каждого, честно ли поступают ликвидаторы, А.
Богданов, Троцкий и парижско-женевские впередовцы, когда, печатая заявления
"Впереда" и о "Впереде", скрывают от
русских рабочих:
1) что группа "Вперед"
поставила сама в свою платформу "пролетарскую филосо
фию",
то есть "махизм";
2) что среди марксистов
разных фракций шла долгая и упорная борьба против "ма
хизма",
как глубоко реакционной философии;
3) что даже горячий впередовец Алексинский,
подписав сам платформу вместе с ма
хистами, вынужден был, немного спустя, восстать против махизма самым резким
обра
зом.
Перейдем
к отзовизму.
Мы видели выше, что "отзовисты" участвовали в группе
"Вперед". Платформа этой группы, как указано
Предыдущая страница ... 354
Следующая страница ... 356
|