|
феодальный
источник и характер всевластия Пуришкевичей, кадеты тем не менее становятся
целиком на почву именно этим классом созданных отношений и границ. Прекрасно
зная, как много неевропейского, антиевропейского (азиатского, сказали бы мы, если бы это не звучало, как незаслуженное
пренебрежение к японцам и китайцам) в отношениях и границах, созданных или определенных этим классом, господа
кадеты признают их пределом, его же
не прейдеши.
Это
и есть приспособление к Пуришкевичам, раболепство перед ними, боязнь поколебать
их положение, защита их от народного движения, от демократии. "Это означает на
деле, — писала "Пролетарская Правда", — приспособление к интересам крепостников
и к худшим националистическим предрассудкам господствующей нации вместо систематической борьбы с этими предрассудками".
Как люди, знакомые с историей и претендующие на демократизм,
кадеты не делают даже попытки утверждать, что
демократическое движение, характеризующее в наши дни и Восточную Европу и Азию, стремящееся переделать ту и другую по
образцу цивилизованных, капиталистических стран, — что это движение
должно непременно оставить неизменными границы, определенные феодальной
эпохой, эпохой всевластия Пуришкевичей и бесправия широких слоев буржуазии и
мелкой буржуазии.
Что
вопрос, поднятый полемикой "Пролетарской Правды" с "Речью", вовсе не был только литературным вопросом, что он касался
действительной политической злобы дня, это доказала, между прочим,
последняя конференция к.-д. партии 23—25 марта 1914 года. В официальном отчете
"Речи" (№ 83, 26 марта 1914) об этой конференции читаем:
"Национальные
вопросы обсуждались также особенно оживленно. Киевские депутаты, к которым
примкнули Н. В. Некрасов и А. М. Колюбакин, указывали, что национальный вопрос
есть назревающий крупный фактор, которому необходимо пойти навстречу более
решительно, чем это было прежде. Ф. Ф. Кокошкин указал, однако" (это то самое
"однако", которое соответствует щедринскому "но" — "не растут уши выше лба,
Предыдущая страница ... 282
Следующая страница ... 284
|